Часть диссертации по теме: 1 глава. Когнитивная метафора в научно-фантастическом тексте (на примере романа Ф.Герберта "Дюна")

Название работы: 1 глава. Когнитивная метафора в научно-фантастическом тексте (на примере романа Ф.Герберта "Дюна")

Скачать демоверсию

Тип работы:

Часть диссертации

Предмет:

Лингвистика

Страниц:

40 стр.

Год сдачи:

2023 г.

Содержание:

Глава 1. Когнитивные основы научно-фантастических текстов в свете проблем современной лингвистики

1. Особенности художественного произведения

1.1. Особенности научно-фантастического текста

1.2. Понятие когнитивной парадигмы в современной лингвистике. Классификация концептуальных метафор

1.2.1. Функции когнитивной метафоры в художественном тексте

1.3. Филологическое обоснование феномена научной фантастики

1.4. Пространство как основа интерпретации художественного мира.

1.4.1. Свойства и особенности художественного пространства

1.4.2. Художественные концепты как элементы пространства

Выводы по главе 1

Выдержка:

Художественный текст это не просто одна из разновидностей литературного языка, а в большей степени это передача и перенос мыслей автора, писателя, основная идея которого заключается в эстетическом и эмоциональном воздействии на читателя. Автор стремится вызвать у него чувства, эмоции, ассоциации, и с этой целью именно в художественном тексте, как ни в каком другом, широко используются различные изобразительные и выразительные средства языка.

Художественный стиль является наиболее полным описанным из функциональных стилей, тем не менее, изучение его особенностей остается актуальным во все времена. Это объясняется тем, что художественный стиль самый подвижный, творчески развиваемый из всех стилей. Он характеризуется высокой эмоциональностью, прямой речью, богатством красок, эпитетов и метафор, а также призван воздействовать на воображение читателя и выступает в роли спускового крючка для его фантазии [17, с.67].

Этому стилю не присущи оценочные суждения, сухость и официальность, которые свойственны научному и официальноделовому стилям. Вместо этого для него характеры повествование и передача мельчайших деталей, чтобы сформировать в воображении читателя филигранную форму передаваемой мысли. Художественный стиль не знает никаких преград на пути своего движения к новому, ранее неизвестному. Более того, новизна и необычность выражения становится условием успешной коммуникации в рамках этого функционального стиля. Из всего вышесказанного можно понять, что художественный стиль и художественный текст это два неразлучных понятия [4, с.84].

Особенность художественного текста (как текста художественного произведения) состоит в том, что он представляет собой личностную интерпретацию действительности. Писатель описывает те фрагменты действительности, с которыми он знаком; развивает такие соображения, которые ему близки и понятны; использует языковые элементы и метафоры, которые наполнены для него личностным смыслом. Художественные тексты представляют не модель реальной действительности, а сознательно конструируемые возможные модели действительности.

Художественные тексты имеют свою типологию, ориентированную на родожанровые признаки. Для художественных текстов важна образно-эмоциональная, субъективная сущность явлений, в отличие от официально-деловых, для которых важны логико-понятийные и объективные характеристики явлений. Если в художественном тексте присутствует «вторичная действительность», увиденная и изображенная глазами автора, то нехудожественный текст, как правило, одномерен и однопланов [6, с.83].

……………………………………

Похожие работы на данную тему