ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.
Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
В исследованиях педагогов и психологов раскрыты сущность, содержание, формы и методы воспитания патриотизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский). В отечественной педагогике были разработаны принципы формирования патриотических чувств и отношений (Р.И. Жуковская), определено содержание знаний и представлений детей в рамках патриотического воспитания (М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, А.А. Анциферова и др.), а также условия, необходимые для формирования патриотических чувств (П.М. Якобсон, А.Г. Ковалев, Т.И. Репина). В этом аспекте были проведены и психологические исследования в области формирования моральных чувств как результата специального воздействия на эмоциональную сферу ребенка (А.В.Запорожец, Н.А. Менчинская, З.Я. Ибрагимова).
*
*
§3. Изучение влияния семейных традиций на формирование любви к родному дому у школьников начальных классов
В исследовании приняли участие 15 младших школьников, учащиеся 1А класса.
Были использованы следующие методики:
1. Беседа о родном доме.
На основе педагогических исследований М.В.Осориной, Ю.В.Атемаскиной нами были определены показатели, характеризующие понимание детьми понятие «родной дом» (Приложение 1).
Оценка:
2 балла – ребенок дает развернутый, подробный ответ.
1 балл – может частично дать ответ по каждому критерию.
0 баллов – затрудняется с ответом.
Уровни:
*
*
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание любви и привязанности к родному дому рассматривается как один из основных компонентов патриотизма в младшем школьном возрасте. Семейные традиции являются одним их значимых компонентов формирования любви и привязанности ребенка к дому.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Психолого-педагогические функции семейных традиций:
1. Изучение истории своей семьи, ее родословной.