Введение
Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни. Все в нашей жизни подчиняется определенным законам и происходит по определенным правилам.
Наше поведение и подчиняется определенному своду правил - этикету. Если человек претендует на звание «личность» и «культурный человек» без знания этикета ему не обойтись.
Другими словами можно сказать, что воспитание - это прививание норм этикета. Воспитание – это приоритет дошкольных образовательных учреждений. В игровой форме, но опираясь на научную основу, педагоги формируют основы этикета дошкольников.
Чтобы семья развивалась успешно, и каждый член семьи чувствовал себя любимым и нужным, а также мог получать от семьи поддержку и широкие возможности для развития, все члены семьи должны соблюдать этикет. Его основные правила нужно знать и ребёнку, поскольку он наравне со взрослыми создает добрую семейную обстановку. Дошкольник способен понять смысл правил семейного этикета, освоить технику поведения в семье.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и образовательной организации. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами образовательной организации и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. В связи с этим можно говорить об актуальности проблемы «Совместная деятельность воспитателей и родителей при обучении детей правилам семейного этикета», которая легла в основу нашей выпускной квалификационной работы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы «Совместная деятельность воспитателей и родителей при обучении детей правилам семейного этикета
1.1. Значение и содержание работы воспитателя по организации совместной деятельности с родителями
В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Происходящие в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, однако не всегда педагоги учитывают это в своей работе с детьми.
Тем не менее, важность семьи возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.
В самом начале жизненного пути рядом с маленьким и беззаботным ребенком находятся самые нужные в его жизни люди – это родители. И только благодаря их любви, заботе и поддержке он растет и развивается, у дошкольника возникает чувство доверия к людям, окружающим его, и к миру в целом. На определенном этапе жизненного пути ребенка ведут в детский сад и там его окружают новые люди, которых он ранее не знал.
Заключение
В процессе написания дипломной работы нами была изучена и проанализирована литература по проблеме совместной деятельности воспитателей и родителей при обучении детей правилам семейного этикета.
Старший дошкольник должен освоить следующие правила семейного этикета:
- дома следует быть красивым и приятным внешне;
- проявлять к близким внимание и заботу;
- быть добрым, нежным и вежливым;
- делать подарки и приятные сюрпризы;
- стараться не ссориться с родными.
В ходе экспериментального исследования нами было проведено анкетирование родителей. В результате полученных данных были сделаны следующие выводы. У двух семей – высокий уровень представлений об особенностях обучения дошкольников правилам семейного этикета, у пяти семей – средний, низкий уровень (отсутствуют знания об особенностях обучения дошкольников правилам семейного этикета) у трех семей. Данные результаты свидетельствуют о необходимости совместной деятельности воспитателей и родителей при обучении дошкольников правилам семейного этикета.