ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время увеличивается количество дезадаптированных школьников, что приводит к нарушениям социальной адаптации, эмоциональным нарушениям, к депрессиям. Особенно важна эта в младшем школьном возрасте, когда ребенок адаптируется к обучению в средней школе и познавательная учебная деятельность постепенно утрачивает позицию ведущего вида деятельности. Социальная дезадаптации у младших подростков ведет за собой негативные переживания, трудности в обучении и взаимоотношениях. У детей и подростков эмоциональные состояния оказывают большое влияние на развитие других сфер психики. С.Л. Рубинштейн, Б.И. Додонов, В.В.Лебединський, К.Е. Изард и другие исследователи говорят, что эмоциональная сфера « ядром личности» и оказывает регулирующее воздействие на все стороны жизнедеятельности человека» [32].
*
*
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА
2.1. Характеристика выборки и методов исследования
Экспериментальная база исследования: ГБОУ ЦО №1678 г. Москвы. Выборку составили 15 учеников 5-х классов. Возраст испытуемых 11 лет.
Методы исследования:
1. Тест для диагностики школьной тревожности Филлипса (Приложение 2).[25]
2. Шкала явной тревожности CMAS (Приложение 1).[25]
3. Проективная методика «Рисунок человека».[25]
4. Тест Басса-Дарки (Приложение 3).[11]
*
*ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из сложных адаптационных периодов является обучение в 5- м классе. Трудности в приспособлении к условиям школьного обучения - одна из острейших проблем, с которой в последнее время все чаще сталкиваются педагоги, работающие в среднем звене. Все чаще педагоги говорят о дезадаптации школьников, при переходе в среднее звено школы ее риск особенно велик, это обусловлено как личностными психическими особенностями младших подростков, так и изменениями в системе обучения. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе « классный руководитель - учителя - предметники », часто к кабинетной системе .
Дезадаптированность учащихся приводит к неадекватному, плохо контролируемому поведении, конфликтным отношениям, проблемам в учебной деятельности. Нормальная же адаптация к обучению в школе залог успешной деятельности, физического и психического здоровья школьника.
Причинами школьной дезадаптации чаще выступают неправильные методы воспитания в семье или нарушение системы отношений в школе. А также: определенные индивидуальные особенности психического развития ребенка, затрудняющих его школьную жизнь.