Введение
Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст - законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Основная задача учителя литературы современной школы связана с формированием общей культуры учащегося, - воспитать Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
В XIX в. книга была главным источником знаний, информации, литература неизбежно оставалась центральным общественным институтом. В ХХ в. книга теряет свои позиции, к сожалению, молодому поколению читателей интереснее иные «версии искусства слова» формы культуры: телевидение, интернет, газета. По данным исследовательского центра Юрия Левады в России снижается активность чтения, так только 34% мужчин и 35% женщин прочитывают одну книгу в месяц, а доля российских семей, не имеющих дома книг, составляет 24%, и лишь 8% родителей читают своим детям вслух.
*
*
Глава 2. Практика формирования у первоклассников навыка чтения с опорой на рефлексивные операции
2.1. Система упражнений для формирования навыка чтения у первоклассников
Одна из основных задач учителя начальной школы состоит в том, чтобы научить ученика учиться. К. Д. Ушинский писал, что сначала должно выучить ребенка учиться, а потом уже поручать это дело ему самому. Обучение в начальных классах проходит медленно. Школьник находится под систематическим и непрерывным руководством и контролем учителя.
В первоначальном обучении учащихся особое значение имеют общедидактические требования, такие, как наглядность, последовательность и повторение. Это непременные условия, обеспечивающие приобретение прочных знаний и навыков. На эти основные положения опирается учитель, приступая к обучению детей грамоте.
*
*
Заключение
Обновление содержания образования, появление в начальной школе вариативных систем учебников и учебных пособий, новых педагогических технологий формирования грамотного читателя вызывают необходимость в формировании информационной компетенции у учителей.
Из целевых установок ФГОС НОО вытекает задача каждому учителю, работающему с младшими школьниками, систематически на всех без исключения уроках БУП и в процессе внеурочной деятельности обучающихся обучать детей грамотному смысловому чтению. Понятие «смысловое чтение» для отечественной школы во многом является новым, так как до введения ФГОС НОО работа по формированию навыка чтения ассоциировалась в сознании многих учителей лишь с уроками обучения грамоте и уроками литературного чтения, но никак не со всеми другими уроками БУП. Развитие самостоятельности в области читательской деятельности, как правило, ограничивалось в лучшем случае лишь уроками внеклассного чтения или вовсе не предусматривалось в связи с сокращением часов на уроки литературного чтения.
Все это обуславливает необходимость теоретического и практического изучения проблемы формирования читательских компетенций младших школьников и их оценки.