Введение
Нарушения чтения и письма в настоящее время называют болезнью ХХ и ХХI века, хотя терминологически это не вполне корректно, так как дислексия и дисграфия не являются болезнями. Несмотря на длительный период (более 100 лет) развития учения о нарушениях чтения и письма, многие вопросы этой проблемы остаются нерешенными и дискуссионными.
Особое внимание необходимо уделять проблеме нарушения письменной речи младших школьников – одной из самых важных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение – цепи начального обучения – превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Профилактика дисграфии – актуальная проблема, так как письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, это многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.
Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов – коррекционная работа должна быть построена с учетом качественного своеобразия высших психических функций данного ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма.
**
2.2 Выявление уровня сформированности навыка письма у младших школьников
Обследование процесса письма включало:
- обследование письма по слуху;
- обследование процесса списывания;
- обследование самостоятельного письма.
В ходе обследования письма по слуху использовались задания, предложенные в методических рекомендациях Н.М. Трубниковой.
Обследование письма по слуху включало следующие пробы:
Записать буквы:
1.Строчные;
2.Прописные;
3.Близкие по месту образования и акустическим признакам.
Записать слоги:
1.Прямые;
2.Обратные;
3.Закрытые;
4.Со стечением согласных;
5.Слоги со звуком, который входит то в твёрдый, то в мягкий слог;
6.Оппозиционные слоги.
Для количественного анализа была выбрана трёхбалльная система оценивания.
Оценивание:
*
*
3. Работа на уровне смешиваемых букв.
Основная задача: развитие фонематического анализа и синтеза.
Примерные виды заданий: вставить пропущенные буквы; исправить ошибки; вставить слоги; заменить букву и др.
Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.