ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные городские агломерации развиваются последовательно, с учетом разработанной программы-стратегии. Стратегические планы необходимы для систематизации целей и задач стратегического развития.
С 1980-х годов развитие всех крупнейших городов мира осуществляется в логике города-региона, что обеспечивает согласованное развитие инфраструктур и планомерное устойчивое развитие обширной территории. Одной из форм города-региона выступает агломерация, под которой понимается система долговременных договоров между мегаполисом и муниципалитетами, расположенными в пределах эффективной ежедневной взаимной миграции. Наибольших успехов достигли агломерации Канады – Ванкувер, Монреаль, Торонто, развивающиеся при активном участии соответствующих Провинций. Второй формой города-региона выступает сложная система согласования интересов между мегаполисом и окружающими территориями, осуществляемая при активном участии соответствующих региональных правительств и, в меньшей степени, муниципалитетов. Чаще всего речь идет о взаимодействии мегаполиса и одной территории (Большой Париж, к примеру, в настоящее время охвативший всю территорию департамента Иль де Франс). *
*
2.1. Анализ социально-экономической ситуации.
Москве необходим переход к качественно новому этапу развития. На протяжении последних двух десятилетий экономика столицы радикально трансформировалась. Развивавшаяся в XX веке как город индустриальной эпохи, Москва в постсоветский период потеряла значительную часть своих промышленных мощностей. Одновременно бурными темпами развивались сервисные сектора, торговля, финансы, строительство и рынок недвижимости. Сегодня, с точки зрения общей структуры экономики, Москва стоит в одном ряду с другими ведущими постиндустриальными мегаполисами мира.
Вместе с тем, ряд факторов городского развития не соответствовали этому вектору экономической эволюции города. Являясь административным, политическим и финансовым центром страны, Москва получала значительные дивиденды от экономического роста 2000х гг. Однако не сумела или сумела не в полной мере трансформировать этот капитал в создание новой городской инфраструктуры, необходимой для динамичного развития постиндустриального мегаполиса.
*
*
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В силу недостаточной развитости института местного самоуправления в России, на расчетный период говорить о первой из названных форм применительно к Москве преждевременно. С другой стороны, межбюджетные отношения в Российской Федерации таковы, что вторая форма в чистом виде неприменима на среднесрочную перспективу, и без активного участия федерального уровня власти невозможно решить ряд ключевых проблем развития Москвы и окрестных территорий, включая, в первую очередь, проблему повышения эффективности транспортных коммуникаций. С третьей стороны, при уже достигнутом уровне развития рыночных отношений и в рамках действующего законодательства, включая Градостроительный кодекс, третья форма сложения города-региона не может быть применена. Соответственно, практические неизбежно сложение гибридной модели, соединяющей элементы сначала второй и третьей форм, а в ходе развития и элементов первой формы города-региона.
Целью стратегии является сбалансированное наращивание потенциала столь сложно структурированного объекта управления/регулирования при одновременном повышения качества среды обитания и качества жизни всех групп населения.