Введение:
Актуальность. Процессы, происходящие в современном об¬ществе, обострили интерес к развитию человека в условиях социума, что привело к возникновению социальной педагогики - самостоя¬тельной отрасли педагогического знания, имеющей целью изучение воспитательного потенциала общества, способов педагогизации соци¬альной среды для более успешной социализации и развития личности на протяжении всей жизни. (А. В. Мудрик). Современный этап тео¬рии и практики социальной педагогики характеризуется наличием различных точек зрения на понятийно-категориальный аппарат, цели и задачи социальной педагогики. Одна из причин данного обстоя¬тельства заключается в недостаточном внимании к исследованию ис¬торических условий формирования различных социально-педагогических направлений на разных этапах развития российского общества
Вместе с тем, в российской истории имело место такое явле¬ние, как благотворительность, которая имеет в России глубокие куль¬турно-исторические традиции. Возникнув на ранних стадиях развития российского общества, получив новый импульс с принятием на Руси христианства, благотворительность прошла большой путь развития. Ознакомление с историей и традициями которого представляет не только познавательный интерес, но и практическую значимость. Многoe из того, что было выработано нашими соотечественниками в прошлом, творчески переосмысленное и переработанное с учётом сложившихся условий и возможностей, может послужить богатым материалом для изучения этого явления, что поможет глубже понять основные закономерности, тенденции и проблемы социально-педагогических знаний и пути его воздействия на социально-педагогическую практику.
Таким образом, социально-педагогический аспект благотвори¬тельности как в плане теоретическом, так и в практическом приобре¬тают на современном этапе актуальное значение.
Конец XIX - начало XX вв. в России характеризуется актив¬ным ростом благотворительности, превращением её в общественное явление, наличием широкой объектной базы, возникновением новых, интересных форм благотворительности, приобретает социально-педагогическую направленность.
Историография. Анализ изученной литературы свидетельст¬вует, что социально-педагогические характеристики общественной благотворительности в Сибири малоизучены. Однако отдельные сю¬жеты и аспекты обнаруживаются в работах по социальной педагоги¬ке, по истории благотворительности в России и в Сибири.
Глава 2:
Дети младшего возраста обучались вязанью, плетению кружев, дети старшего возраста шитью и другим рукоделиям, занятиям на кухне, стирке и чистке белья, летом занимались в огороде обработкой земли, посадкой, поливкой и уборкой овощей. Дети школьного возраста обучались грамоте, молитвам. Распорядок сиропитательного дома отвечал трудовому характеру воспитания детей. В 1913 году в училище сиропитательного дома училось 25 девочек.[26] В Александровском доме призрения бедных детей в г.Енисейске в свободное от учебных занятий время дети обучались ремеслам: токарному, слесарному, сапожному, портняжному, переплетному.
В 1886 году в Красноярске был открыт приют для арестантских детей, целью которого было освобождение детей арестантов от помещения в тюрьмы вместе с их родителями. Таким образом, дети избавлялись от тюремной обстановки и отрицательного влияния на них заключенных. Приют давал убежище детям арестантов всех тюрем в Енисейской губернии. В приюте заботились о религиозно-нравственном воспитании детей, приучении их к постоянному труду, обучении их разным ручным работам и подручным ремеслам, а в дальнейшем предоставлял возможность своим питомцам поступать в учебные заведения.
То есть целью детской благотворительности было не только дать детям кров, еду, одежду, но, главным образом, нравственное и трудовое воспитание, обучение детей. Все это способствовало развитию личности ребёнка и помогало ему в усвоении социальных норм и правил, способствовало реабилитации и успешной социализации.
В Новониколаевске проявляли заботу о семьях военнослужащих. «Жена и дети призванных на службу имеют право получить от города бесплатное помещение с отоплением или даровый приют.» [Д 97. ед. хр. 173] В 1912 году открыта богадельня в память 300-летия дома Романовых постановлением Городской Думы. [Д 97 ед. хр. 183] Проявляла Городская Дума заботу о детях. В 1909 году «обществу «Ясли» отведены земляные участки под дачные постройки для летнего отдыха детей, и устройства опытного сада и огорода, где более взрослые дети могли бы приучаться к и садоводству и огородничеству». [Д 157, ед. xp.11] Устраивались детские площадки в городе для детских игр и занятий с детьми в свободное время.[Д. 157.ед.хр. 11]
Первые библиотеки в Новосибирске открываются на пожертвованные средства. Это библиотека при школе, основанной инженером Г.М. Будаговым, библиотека при железнодорожном собрании, библиотека Общества приказчиков, которая стала самой большой в городе за исключением ученических. В 1909 году в ее фонде насчитывалось 2242 книги, библиотеку посещало более 500 читателей. [15]
Заключение:
В конце XIX- начале XX веко. благотворительность в России переживает свой наивысший подъём. Ни на одном предыдущем историческом этане не было такой разветвлённой сети благотворительных учреждений, охватывающих почти все проявления общественной жизни, не было такого широкого общественного движения, в котором в той или иной степени принимали бы участие все слои российского общества. Благотворительность в данный период приобретает наибольшую социально-педагогическую направленность. Она нацелена на удовлетворение интересов и потребностей личности, имеет широкую опору на общественность, взаимодействие различных общественных сил. Появляются новые принципы общественной благотворительности. Отличительными её чертами становятся децентрализация, индивидуализация оказываемой помощи, формирование активной жизненной позиции. То есть, в самих принципах просматриваются социально- педагогические черты.
Результаты исследования показали, что общественная благотворительность в Сибири в конце XIX - начале XX веков приобретает социально-педагогические характеристики. Для благотворительности данного периода характерно разнообразие участников. К основным субъектам общественной благотворительности в Сибири можно отнести государство, органы Городского самоуправления, благотворительные Общества, частные лица. Государство реализовало благотворительную деятельность через Приказы общественного призрения, Переселенческое Управление, Министерства и Ведомства. Для них характерно создание учреждений в области начального образования, медицины и попечительской деятельности. Органы городского самоуправления занимались в основном решением вопроса о всеобщем начальном образовании, организацией внешкольного отдыха детей. Различные благотворительные Общества принимали активное участие в решении вопроса о всеобщем начальном образовании, внешкольном образовании и попечительской деятельности. Частные лица выступали чаще всего в роли организаторов отдельных проектов.
Если раньше к объектам благотворительности относили престарелых, убогих, неизлечимых, то есть социально незащищенных людей, то в конце XIX - начале XX веков объектная база благотворительности в Сибири существенно расширяется. Благотворительная помощь в данное время оказывается людям, преимущественно испытывающим затруднения в социальной адаптации: неграмотным, детям, женщинам, безработным, студентам и т.д., то есть объектами общественной благотворительности становится большая часть населения Сибири. Общественная благотворительность является эффективным средством воспитания и самореализации личности как для того на кого она направлена, так и для того, кто ее осуществляет.