Введение:
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов.
Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот, как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики во всех странах в определённой мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию.
Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усилится.
В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы.
Однако на данном этапе перед таможенными органами стоят более масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности.
Успешное функционирование таможенной системы предполагает её реструктуризацию, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентноспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.
Глава 3:
Кстати, идея либерализации импортных таможенных пошлин была подробно расписана в программе экономического развития России Германа ГРЕФА.
По идее ввозные таможенные пошлины призваны защищать российский рынок от более качественных и дешевых импортных товаров. Потому они еще называются заградительными. Только так отечественный производитель может конкурировать с зарубежной продукцией. Более того, такая практика применяется во всем мире. Однако министр экономического развития и торговли Герман Греф признал, что сегодня из заградительных пошлины стали запретительными, а потому чисто фискальными. Это же подтверждает и Михаил Касьянов: по его словам, "ввозные пошлины формируют до 20% российского бюджета".
Еще одна проблема, связанная с пошлинами, - массовый ввоз товаров, которые должны облагаться по максимальной ставке, под видом другой низкооблагаемой продукции. Например, куриные окорочка (ставка 25%) провозят под видом индюшатины (15%). И если верить данным таможенной статистики, россияне потребляют мяса индейки в пять раз больше, чем курятины. Цветные телевизоры (ввозная пошлина 30%) растаможивают как зеленый горошек (5%). Доходит до смешного: в таможенной декларации микросхем иногда пишут "изделия керамические с металлической инкрустацией". А, по словам руководителей ГТК, в период 1996-1998 гг. в Россию официально не ввезли ни одного Mercedes S600. Если верить таможенным декларациям, все бизнесмены предпочитают малолитражные Mercedes-190.
Поэтому Герман Греф предложил упразднить ставки в 30 и 25%, а количество товарных групп сократить с 11400 до нескольких десятков. По его мнению, это позволит сократить коррупцию среди таможенников и легализовать рынок импортных товаров.
На первый взгляд, идея здравая. Однако старые сотрудники Минторга встретили ее без воодушевления. Дело в том, что высокие ввозные пошлины на ряд товаров являются серьезным подспорьем в торге наших переговорщиков с западными странами, инициирующими против России антидемпинговое преследование. Например, в обмен на требование США снизить пошлины на "ножки Буша" Россия добивается снижения американских пошлин на экспортируемую в эту страну российскую сталь.
Когда пошлины завышены, - как в случае, например, с окорочками, - это дает России пространство для безболезненного маневра. Если все пошлины сделать низкими, то снижать их без ущерба для отечественных птицеводов и бюджета будет нельзя.
Беспошлинно ввозимых товаров не останется, если не считать узкую группу "социально значимых товаров": инсулина и инвалидных колясок. Неясно только, зачем облагать, например, хлопок, который в России не произрастает. Поэтому хлопчатобумажные ткани, скорее всего, в недалеком будущем подорожают. То же относится и к кофе, чаю и бананам, пошлины на которые также будут увеличены.
Заключение:
В заключение необходимо еще раз отметить эволюционный характер всех изменений, осуществляемых в рамках процесса построения единого мирового рынка в рамках глобализации. В настоящее время темпы ускорились и на создание единого пространства, где будет взиматься гармонизированный НДС, отводится значительно меньше времени. В любом случае о возможных изменениях становится известно заблаговременно, не менее чем за 1 год. Принципиальные изменения планируются и становятся известными общественности в долгосрочной (до 5 лет) перспективе, что позволяет субъектам предпринимательской деятельности осуществлять стратегическое планирование.
Наконец, необходимо учесть серьезность декларируемых Минфином намерений преобразовывать существующую сейчас в РФ налоговую систему в направлении создания более благоприятных условий для интеграции российской экономики в мировую (и как ее часть - европейскую). Таким образом, имея информацию о развитии налоговых систем государств-членов ЕС, можно получить представление о том, какими путями будет развиваться российская (а также, возможно, стран СНГ) налоговая система. При проведении совместной политики в области налогообложения в рамках ЕС, с одной стороны, понимается важное значение максимально возможной степени унификации в этой области, с другой - требование учета интересов стран-членов Союза, зачастую прямо противоположных. Это приводит к тому, что, как правило, вначале принимается на уровне декларации принципиальное решение, как должен быть в будущем решен тот или иной вопрос, затем начинает проводиться длительная и постепенная работа по гармонизации национального налогового законодательства. Поэтому одновременно с основными нормами существует большое количество переходных положений, а также правил, имеющих локальное действие для одного государства или группы государств.