Введение:
Современное рыночное общество невозможно себе представить без на-логовой системы как особого вида субъекта экономических отношений. Су-ществует прямая связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития налоговых институтов. В странах, являющихся мировыми лидерами в области социальных и рыночных отношений (США, Япония, европейские государства и другие), налоговые органы является одной из наиболее стабильных и динамично развивающихся механизмов государственной экономики.
Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и налоговой системы. Налого-вая система в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семиде-сяти лет централизованной, командно-административной системы.
Сущность налогов заключается в отношениях безвозмездного присвое-ния. Государство осуществляет обязательные сборы с юридических и физи-ческих лиц. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотноше-ниями граждан и юридических лиц и государства по поводу формирования государственных финансов. Социально-экономическая сущность налогов, их типы, структура и роль видоизменяются вместе с природой и функциями го-сударства.
Налоговая система и налоговые органы - необходимый элемент произ-водственно-хозяйственных отношений, так именно они осуществляют регу-лятивные функции в части управления, распределения и контроля за денеж-ными потоками, формирующим доходную часть государственного бюджета. В тоже время необходимо отметить, что именно государственная политика в области налогов и налогообложение результатов деятельности рыночных субъектов должна иметь стимулирующее воздействие на данный сегмент эко-номики.
Многовековой опыт и история налогов убедительно доказали, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику. Од-нако на пути развития налогов в России имеются разнообразные проблемы, которые могут быть решены лишь при наличии соответствующих условий. Одной из таких проблем является несовершенство действующего налогового законодательства.
В рамках данной работы будет исследована историческая сущность на-логов и налоговых реформ, а также на основе исторического базиса проведе-на оценка эффективности функционирования конкретных налоговых органов и рассмотрены перспективы их развития.
Глава 4:
Как организационная и ресурсная основа механизма функционирования государственной и налоговой системы России налоговая служба за последнее десятилетие претерпела огромные изменения в следствии становления и из-менения налогового законодательства в условиях рыночной системы хозяйст-вования, принятия налогового кодекса, общей институциальной и кадровой модернизации, перехода на внедрение и использование современных инфор-мационных технологий.
Налоговая администрация является одним из неотъемлемых аспектов налоговой системы страны, поэтому она не может существовать отдельно от процессов, происходящих во взаимодействии субъектов налогообложения как государственном механизме регулирования доходов и источников пополне-ния бюджетов различных уровней. Налоговое администрирование должно обеспечивать стратегическую и тактическую реакцию системы налогообло-жения на изменение условий хозяйствования в краткосрочном и долгосроч-ном периоде.
Суть происходящего процесса модернизации заключается в изменении принципов налогового администрирования в сторону увеличения собираемо-сти налогов, прежде всего за счет изменения существующих принципов взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Проводимая налоговая реформа должна обеспечить большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшить качество налогового адми-нистрирования, а также сузить круг возможностей для уклонения от уплаты налогов.
В качестве стратегических направлений организации работы по модер-низации налоговых органов выбраны следующие. Это, прежде всего, функ-циональная организация и унификация структур налоговых инспекций, по-степенный переход на бесконтактную систему работы с налогоплательщика-ми посредством расширения контактов с ними по электронным каналам свя-зи. Кроме того, модернизация направлена на повышение профессионального уровня работников налоговых органов.
В рамках работы в данном направлении было проведено выборочное анкетирование налогоплательщиков, основной целью которого было опреде-ление технической и психологической их готовности к бесконтактной техно-логии обмена информацией с налоговыми органами края.
В последние годы в исследуемой инспекции опробируется технология перехода налоговых органов на функциональные структуры работы и вне-дрение программного продукта «Система ЭОД местного уровня».
Модернизация налоговых органов была бы невозможной без соответ-ствующего технического обеспечения. В рамках этого проводится постоянная работа по компьютеризации, согласно которой приобретаются большие пар-тии техники.
Основной целью функциональной ориентации системы налогового ад-министрирования является окончательный переход на принцип «самоначис-ления», т.е. самостоятельное декларирование налогоплательщиком налогооб-лагаемой базы, предусмотренное Налоговым кодексом России, а также, уста-новление доброжелательной среды взаимоотношений налоговых органов с плательщиками налогов путем упрощения процедуры сдачи налоговой отчет-ности и усиления информирования налогоплательщиков. Переход на новую структуру налогового органа дает возможность налогоплательщику при по-сещении по конкретному вопросу обращаться в один отдел – отдел работы с налогоплательщиком, и взаимодействовать с любым свободным на данный момент инспектором. В рамках своей функциональной специализации ин-спектор обеспечивает исполнение всех возложенных на него процедур. Также значительно увеличиваются приемные часы.
Заключение:
В результатом написания данной работы можно отметить, что в на-стоящее время налоговые органы находятся в стадии развития, которая вы-ражается во все большей их адоптации к запросам и требованиям рыночной экономики.
При этом во главу угла работы каждой налоговой инспекции независи-мо от уровня ее функционирования ставиться прежде всего показатель увели-чения собираемости налоговых поступлений, как счет более качественного обслуживания существующего перечня налогоплательщиков, так и за счет расширения клиентской базы.
Несомненно значительную роль в работе налоговых инспекций играют и контрольные функции, которые должны максимально препятствовать тене-вым финансовым потоками, которые наносят вред национальной экономике, но в то же время для выходы рыночных субъектов из тени должны создавать-ся предпосылки на государственном уровне, а территориальные налоговые инспекции должны служить лишь эффективным инструментом их проведе-ния.
В настоящее время можно отметить положительные п5ерспективы раз-вития налоговых органов В Российской Федерации, что в частности объясня-ется и постепенным созданием полноценной и адекватной нормативной базы, а также приоритетности задач, которые ставятся перед данными органами в рамках государства.