Введение:
Актуальность исследования обусловлена поиском оптимальных способов обеспечения единства образовательного пространства, кризисом непрерывного образования, потребностью рассмотреть образование как процесс формирования духовного мира ребенка. Непрерывное образование - один из объективных законов воспитания. Преемственность - составная его часть. Дошкольное и начальное образование- единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Проблемам преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований. Идея преемственности в обучении находит отражение в трудах выдающихся зарубежных и отечественных педагогов: Я.А. Коменского, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А.П. Усовой и др.
Преемственность как педагогическая категория идейно-политического, трудового, физического, нравственного воспитания детей и подростков рассматривается в трудах Н.К. Шур, И.Н. Зеленова, О.С. Богдановой, Л.И. Катаевой и др. Идея гармоничного развития ребенка- дошкольника и младшего школьника в контексте преемственности исследуется в работах Л.П. Дашковой, О.В. Ткаченко, Л.И. Дагаевой, Я.Ф. Энци, Е.Е. Сапоговой и др.
Проблеме преемственности в содержании, методах, организационных формах и условиях ее обеспечения между различными звеньями системы образования посвящен ряд диссертационных исследований И.И. Гончаровой, Е.Б. Пискуновой, Н.Л. Гребенниковой, Е.Б. Степащенко и др.
Многие работы по вопросам преемственности отражают и проблему готовности ребенка к школе. Исследования ведутся как по направлению гармонического развития школьников (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Л.И. Божович, Л.С. Славина и др.), так и по линии специальной готовности ребенка к усвоению тех учебных предметов, которые будут изучаться в начальных классах общеобразовательной школы (Е.А. Бугрименко, Р.Л. Березина, Т.Д. Рихтерман, О.Я. Боровая и др.).
Проблема преемственности между различными звеньями образования всегда была одной из актуальных задач отечественной педагогики (В.С. Кузин, В.А. Ситаров, И.В.Бестужев-Лада, Л.П. Буева и др.). Философским аспектам преемственности в процессе передачи социального и педагогического опыта, её функциям, их составу и структуре; психологическим механизмам посвящены работы Л.М. Архангельского, Г.Н. Исаенко, Г.Л. Смирнова, А.Г. Харчева, В.А. Ядова и др.
Процесс творческой деятельности дошкольников и младших школьников, развитие их интеллектуальных способностей на раннем этапе рассматривали такие известные отечественные ученые- педагоги и психологи, как Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, А.Н. Давидчук, Т.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, Т.С. Комарова, В.С. Мухина, С.Л. Новоселова, И.В. Смолярчук, С.М. Чурбанова, Т.Я. Шпикалова, С.Г. Якобсон и др.
Глава 2:
1. Исследование показало, что система работы по математическому развитию детей «Готовимся к школе» Н.Б. Истоминой с учетом современных требований "Концепции дошкольного образования" с сохранением преемственности математической подготовки способствовала повышению уровня математического развития детей.
2. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, а также жесткое сохранение концепции преемственность математической подготовки что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.
3. Обновление и качественное улучшение системы математического развития и преемственности математической подготовки дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
3. Игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике, обеспечивают преемственность математической подготовки.
Рекомендации:
1. Математическое развитие детей 4-5 лет происходит наиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины. Уместны игры типа "Цвет и форма", "Форма и размер" и другие, в которые непосредственно включены разнообразные обследовательские действия.
2. Использование логических блоков Дьенеша или набора логических геометрических фигур даёт возможность приобщить детей к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём как по наличию, так и по отсутствию свойства.
3. Игры и упражнения с цветными счетными палочками Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовых отношений.
4. Практическая деятельность взрослых совместно с детьми по изготовлению печенья, салата, уборке помещения, посадке и уходу за растениями, уходу за животными, сопровождаемая познавательными разговорами успешно способствует освоению элементарных математических отношений.
Заключение:
Учитывая целесообразность непрерывного формирования математических знаний, навыков и умений на протяжении всего периода обучения, необходимость преемственности между различными ступенями обучения и возрастные особенности познавательной деятельности младших школьников, мы выделили те знания и умения, формирование которых следует начинать уже в начальной школе.
Приведем перечень, в котором указаны основные группы умений и действия, их составляющие.
I. Выделение признаков предметов и оперирование ими:
1. Выделение признаков предметов (конкретных и абстрактных).
2. Сравнение двух и более предметов: а) выявление общих признаков (свойств) двух, трех и более предметов; б) выявление отличительных признаков двух, трех и более предметов.
3. Выявление общего свойства группы предметов: а) подбор общего названия (собирательного имени) для группы предметов; б) выявление "лишнего" предмета в данной группе; в) нахождение недостающего предмета в данной группе; г) сравнение групп предметов.
4. Выявление закономерностей расположения предметов в ряду или матрице.
5. Узнавание предметов по их признакам.
6. Описание предмета по его признакам.
П. Классификация:
1. Словесная характеристика классов в готовой классификации.
2. Деление на классы по заданному основанию. Отнесение объекта к классу.
3. Выделение основания для самостоятельно проводимой классификации.
4. Проверка результатов проведенной классификации
III. Понимание и правильное употребление логических слов ("и", "или", "все", "некоторые" и др.).
IV. Определения:
1. Выделение признаков объекта.
2. Выделение характеристических совокупностей признаков объекта.
3. Описание объектов по их признакам.
4. Выделение родо-видовых отношений.
5. Построение определений через род и видовое отличие (по готовым наборам слов).
V. Простейшие умозаключения и доказательства:
1. Умозаключения по индукции.
2. Умозаключения по аналогии.
3. Дедуктивные умозаключения: а) на основе свойств отношений эквивалентности и порядка; б) по правилам заключения, отрицания и силлогизма.
4. Доказательство или опровержение утверждений с помощью примера или контрпримера.
Наиболее полные методические исследования, посвященные преемственности обучения математике, были проведены Е. П. Маланюк и Т. К. Камаловой. Однако эти методические работы не решают в целом задачи обеспечения преемственности математической подготовки дошкольников и младших школьников в свете общей проблемы привития школьникам грамотности при обучении математике. Их "неполнота" с современной точки зрения обусловлена объективными причинами. Работы Е. П. Маланюк и Т. К. Камаловой выполнялись в конце семидесятых и в начале восьмидесятых годов, когда идеи развивающего обучения только зарождались, и интеллектуальное развитие учащихся не осознавалось как приоритетная цель общего образования. Соответственно, содержание школьных курсов, в частности, начального курса математики, было ориентировано в основном на формирование у учащихся знаний, умений и навыков по предмету.