Дипломная по теме: Рынок страховых услуг в РФ. Функции рынка

Название работы: Рынок страховых услуг в РФ. Функции рынка

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Эктеория

Страниц:

71 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 2

I. РОЛЬ И МЕСТО СТРАХОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ 5

1.1. Социально-экономическая сущность страхования.

5

1.2. Российский рынок страхования в современных

условиях 12

1.3. Анализ зарубежного опыта страхования 18

ГЛАВА II. ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 25

2.1. Анализ принципов страхового регулирования

25

2.2. Формы и методы государственного контроля за

страховой деятельностью в РФ 31

2.3. Регулирование деятельности иностранных

страховщиков на российском рынке 39

ГЛАВА III. ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ 45

3.1. Методические подходы к анализу финансового

положения страховых компаний 45

3.2. Анализ деятельности и финансовых

показателей Российского

Страхового Народного Общества 52

3.3. Основные тенденции развития страхового

бизнеса в России 59

Заключение 68

Список литературы 71

Выдержка:

Введение:

В настоящее время происходящие в России преобразования экономики и политической структуры обостряют многие проблемы. В обществе продолжается более активное расслоение по уровню жизни, обостряются многие социальные проблемы.

Падает уровень жизни многих категорий населения и соответственно увеличивается число людей, которым необходимы различные виды социальной поддержки. Вместе с тем существует устойчивая тенденция сокращения бюджетных ассигнований, направляемых на эти цели.

Одной из наиболее эффектных форм социальной защиты, успешно функционирующей во многих странах, является страхование.

Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.

Однако предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).

Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением - обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), - объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.)

Кроме того, изменения затрагивают также сферу имущественного и личного страхования граждан, что непосредственно связанно с интересами населения, а проблема возмещения потерь для человека всегда была и остается первостепенной.

Нынешнее состояние страхования не соответствует в полной мере запросам хозяйствующих субъектов, и будущее его в таком виде бесперспективно.

Для реализации возможностей страховой отрасли нужна активная государственная поддержка и, чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентированному рыночному росту.

Целью дипломной работы является исследование функций рынка страховых услуг в Российской Федерации в условиях становления социально-рыночной экономики. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

• проанализировать состояние страхового дела как одного из элементов рыночной инфраструктуры (в сравнении с зарубежным опытом);

• рассмотреть современное состояние законодательной базы;

• показать методику определения финансовой устойчивости страховых компаний;

• определить тенденции развития страхового дела в России, связанные со вступлением в ВТО.

Из имеющихся публикаций по исследуемой теме следует отметить, что эта проблематика отражает только отдельные направления страховой деятельности: государственные принципы страхования; опыт страхования в зарубежных странах и т.п. Структура работы отражает логику рассмотрения и изложения материала.

В первом разделе дана характеристика страхования, как необходимого элемента бизнеса, общая и экономическая его сущность, категории страховой защиты.

Во втором разделе изложены проблемы связанные с несовершенством современной законодательной базы, а также проблемы присутствия иностранных страховых компаний на данном этапе развития страхового бизнеса в России.

В третьем разделе предложены некоторые методики анализа финансового положения страховых компаний (пример) и перспектива развития связанная со вступлением в ВТО.

Кроме того, использовались фактические данные конкретной страховой компании ОАО «РОСНО», Российское страховое народное общество, образованной и действующей в г. Москве.

Глава 3:

Открытие рынка является не завершением процесса, а только частью, хотя и важнейшей, того комплекса мероприятий, который необходим для придания нового импульса развитию страхового бизнеса. Оно запускает процесс и механизм реформирования и модернизации. Сохранение ведущих российских страховых компаний зависит от них самих. Если к имеющемуся опыту добавить значительный капитал, то проблем можно избежать. Понимая это, страховщики будут объединяться друг с другом, входить в финансово-промышленные группы, наращивать собственный капитал или становиться "дочками" иностранцев. И этот процесс уже пошел. Так, в 2001 году окончательно сформировались альянсы-связки "Восточно-Европейского страхового агентства" и "Альфа-Групп", "РЕСО-Гарантии" и "МДМ-Банка", "Промышленно-страховой компании" и инвестиционной группы "НИКойл" и др. Наибольшие шансы на успех будут иметь те компании, которые и сейчас, в условиях добровольного страхования, в соответствующих сегментах ухитряются собирать значительные средства. В последнее время в поисках новых клиентов страховщики вынуждены "заходить на чужую территорию". Например, если раньше процветали кэптивные компании (они были созданы для обслуживания финансово-промышленных групп и поэтому имели гарантированных клиентов), то теперь им приходится выходить за рамки ФПГ, становиться универсальными, работать в рыночных условиях. В этой ситуации особое значение приобретет независимая оценка деятельности страховых компаний. Подавляющая часть агентств, составляя рейтинги, оценивает способность страховой компании выполнять обязательства, но делает это с разных точек зрения: финансового состояния компании, качества менеджмента, финансовых резервов, особенностей страховой деятельности или истории осуществления выплат. Рейтинг же страховых компаний, составленный Рейтинговым центром Института экономических стратегий, акцентирует внимание, прежде всего, на стратегическом управлении.

Методы регулирования страхования - один из ключевых вопросов, связанных с развитием страхового сектора в России. В этой связи можно выделить два основных аспекта:

1. Как будет развиваться система регулирования в интересах удовлетворения финансовых потребностей экономики и развития страхового сектора;

2. Как обеспечить стандарты и требования, соответствующие условиям ВТО.

Эффективный рынок страхования способствует повышению устойчивости экономики, обеспечивает гибкое управление индивидуальными и общими рисками и средствами отдельных граждан. Среди перспективных направлений развития российского страхового рынка можно выделить:

а) развитие страхования жизни в силу важной роли, которую этот вид страхования играет в обеспечении безопасности граждан и мобилизации капитала;

б) страхование ответственности автовладельцев перед третьими лицами, которое широко практикуется в других странах и крайне важно с точки зрения нормальных транспортных отношений России с соседними странами.

Учитывая международный опыт, российские приоритеты в области страхового регулирования могли бы включать в себя:

-. формирование всестороннего законодательства, которое содержит четкие и недвусмысленные принципы и процедуры регулирования, отвечающие интересам и страховщиков, и страхователей;

- установление четкой системы управления страхованием в пределах Российской Федерации, если какие-то функции будут переданы региональным властям. Разделение таких обязанностей между различными уровнями власти должно быть ясно и последовательно прописано;

- система лицензирования, которая применяется одинаково ко всем страховщикам, включая соответствующие правила для посредников, играющих важную роль в содействии развитию рынка страхования;

- контроль должен осуществляться единственным самостоятельным регулирующим органом или, в случае необходимости, делегировать необходимые полномочия региональным властям согласно общим принципам и правилам, определенным на федеральном уровне;

- установление требований относительно минимального размера капитала и требований к платежеспособности для всех страховщиков;

- обеспечение регулярной отчетности страховщиков и посредников по единой форме, с учетом стандартов, предписываемых регулирующим органом;

- участие на рынке иностранных страховщиков с целью обеспечения максимального набора страховых услуг;

Вступление в ВТО неизбежно связано с изменениями в политике страхового регулирования. России необходимо будет принять на себя всесторонние обязательства относительно доступа на российский рынок на условиях наибольшего благоприятствования иностранных страховщиков - участников Генерального соглашения, равно как и относительно не дискриминационного режима в пределах России, Во многих случаях требования ВТО и Генерального соглашения так или иначе совпадают с интересами России, касающимися дальнейшего укрепления страхового сектора.

Присоединение к ВТО связано с принятием обязательств, касающихся реализации принципов свободы движения капитала, товаров, рабочей силы и услуг, административно-правового режима в отношении иностранных страховщиков, перестраховщиков и других продавцов страховых услуг. Учитывая это, российское законодательство в области страхования требует совершенствования, в том числе в вопросах регулирования деятельности всех продавцов страховых услуг.

Основываясь на принятой практике, связанной с формированием национальных обязательств при присоединении к ВТО, можно выделить следующие ключевые подходы, которые могут быть использованы Российской Федерацией.

Меры, касающиеся условий деятельности нерезидентов из различных стран на территории России, должны предусматривать:

- разрешение на деятельность по продаже услуг по страхованию

жизни и страхованию иному, чем страхование жизни, должно быть связано с требованием учреждения дочернего общества иностранного страховщика на территории России, получения им лицензии в соответствии с законодательством РФ, полного соблюдения российского

законодательства при осуществлении страхования, включая размещение активов;

- возможно введение качественных требований к иностранным

страховщикам, учреждающим в России дочернее страховое общество, включая наличие лицензии в стране регистрации, опыт страховой деятельности не менее 10 лет, разрешение страхового надзора страны регистрации на учреждение дочернего страхового общества в Российской Федерации и рекомендации в отношение иностранных управляющих такого дочернего общества;

- крайне осторожно следует относиться к ограничению или введению

дополнительных требований, связанных с капитализацией дочернего общества или максимальным совокупным капиталом всех дочерних обществ иностранных страховщиков. В любом случае, такие ограничения не должны быть чрезмерными.

Заключение:

Страховой рынок — это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предложение на нее. Объективная основа развития страхового рынка - необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств.

Страхование является одной их наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса. Объемы операций на рынке Страховы услуг неуклонно растут. Общий объем страховых платежей по всем видам страхования за 2001г. составил 276,6 млрд. рублей и вырос по сравнению с 1997 годом в 1,5 раза, в 2001 году населению и организациям страховщиками выплачено 171,8 млрд. рублей, что более чем в 1,3 раза превышает страховые выплаты, произведенные в 1997г.

В Европейском Сообществе, Канаде и США, хотя и в разной степени, ответственность за регулирование страхового рынка разделена между центральными, местными или региональными властями. В США существуют независимые системы регулирования в каждом штате при отсутствии по существу регулирования на федеральном уровне. Страны ЕС имеют свои собственные системы регулирования страхования, но работающие на условиях координации директив на уровне ЕС. Положение в Канаде представляет собой нечто среднее между ситуацией в США и ЕС.

Для эффективного развития рыночного хозяйства необходимо, чтобы экономические основы любой предпринимательской деятельности опирались на адекватную гражданско-правовую основу. Совершенствование системы законодательства и контроля в области страхования должно основываться на глубоком научном анализе законодательства РФ и практике его применения, международном опыте и стандартах, включать в себя мероприятия по регулированию страхования как целостной системы страховой защиты граждан, организаций и государства.

Развитие российского страхового рынка во многом зависит от привлечения иностранного страхового капитала и сопряженного с ним импорта передовых технологий, внедрения новых видов страхования, формирования национальной страховой культуры. Но, как и в других отраслях, в российском страховом бизнесе сильны настроения в пользу ограждения от иностранной конкуренции. Страховщики требуют время для самоутверждения, но полноценного развития не получается как раз из-за закрытости рынка.

Для развития страхового рынка важное значение имеет рейтинговая оценка действующих страховщиков и перестраховщиков. Методика анализа финансового положения страховых компаний позволяет выявить важнейшие количественные параметры деятельности страховщиков, их сильные и слабые стороны, пути решения возникающих проблем, что актуально для всех российских компаний. Анализ различных аспектов финансовой деятельности компаний рассматривается как первый шаг к определению рейтинга.

Российское страховое народное общество лидирует среди российских страховых фирм. Динамика развития одной, отдельно взятий страховой компании полностью повторяет развитие страхового бизнеса в Российской Федерации.

Похожие работы на данную тему