Введение:
XX век. Страшные 40-е годы. Война. Разруха. Голод. Репрессии. В результате на улицах оказалась армия голодных, грязных, оборванных, беспризорных детей.
XXI век. И снова идет война, но не за власть, а за спортивные достижения, за награды. Олимпийские игры в Афинах, за которыми следит весь мир!
Закрытие олимпиады. Гаснет олимпийский факел, и его частица, как символ добра, счастья, благополучия принимает маленькая девочка ... из приюта.
Что же это? Как могло так случиться, что в третьем тысячелетии, когда
человек продолжает освоение космического пространства, компьютерных технологий, познает секреты клонирования живых организмов, до сих поре остается актуальной проблема детей, оставшихся без попечения родителей?
Ухудшение экономического положения страны, обнищание населения, обострение национальных конфликтов, терроризм и локальные вооруженные конфликты, вынужденная миграция, рост наркомании, алкоголизма и проституции – вот далеко не полный перечень причин роста социального сиротства в России, появления бродяг и попрошаек, людей без статуса.
Проблема беспризорных детей всегда существовала в России. Еще со времен Ивана Грозного, по мнению исследователей, началась государственная политика призрения детей сирот. На протяжении многих лет государство пыталось решить эту проблему.
Настоящим открытием, спустя многие годы, стала система работы с беспризорниками великого педагога, новатора и практика Антона Семеновича Макаренко.
Он не абсолютизировал свои взгляды, идеи, не считал себя гением и «сверхчеловеком», как это приписывают ему некоторые зарубежные исследователи его творчества. Он просто на самом деле любил детей, боролся за их жизнь, за их будущее. Макаренко А.С. говорил: «Воспитание детей - это самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю».
Как же могут «творить историю» дети, занимающиеся воровством, бродяжничеством, проституцией, наркоманией? Беспризорные дети - это мировая проблема, в ряду тех, что угрожают человечеству. С этим явлением мы должны и можем бороться.
Учитывая все вышеперечисленное, мы избрали тему: «Проблема беспризорности в современной России (в свете воспитательной системы Антона Семеновича Макаренко)».
Целью нашего исследования явилось изучение проблемы беспризорности как социального феномена, а также возможности адаптации педагогических взглядов Антона Семеновича Макаренко к современной ситуации в России.
Глава 2:
Подавляющее большинство российских СМИ внушают подрастающему поколению, что смысл жизни в обогащении, ради которого можно не считаться с нормами морали. Разврат и насилие ради богатства захлестывают телевизионные каналы и печатные издания.
С другой стороны, российские каналы перестали пропагандировать честный труд. У нас детей воспитывают программами «Окна», «За стеклом» и т.п. На Западе разворачивается борьба за чистоту нравов. Священники ведут по телевизионным и радиоканалам многочисленные проповеди о красоте и пользе добродетелей души. В России религия оказалась отделенной от общества: за пропаганду спасительных ценностей с батюшек требуют огромных денег, как за рекламу. Единственное, чем могут утешить детей современные педагоги России - это религия. В отличие от трудового воспитания руководители образования не запрещают хождение с учениками в храм. После таких посещений маленькие развратники и драчуны, пьяницы и курильщики бросили свои пагубные занятия, начали молиться Богу и хорошо учиться. Но это не снимает остроты проблемы: когда исправившиеся дети выйдут из учебных заведений, они станут беззащитными перед жестоким обществом, которое не подготовило их к главному - к труду.
Еще одно направление деятельности Антона Семеновича Макаренко заставляет нас обратиться к семье.
Ведь в формировании подрастающего поколения многие беседы изначально идут из семьи. Это хорошо понимал Макаренко А.С. и поэтому написал художественно-публицистическую «Книгу для родителей» с целью «возбуждения» и развития их педагогического и эстетического мышления.
Обратившись к осмыслению положения в семье, Макаренко А.С. опирался на общие методологические посылки своей педагогической концепции: семья - первичный коллектив, где все являются полноправными членами, со своими функциями и обязанностями.
Ребенок - не «объект баловства» или родительских «жертв», а в меру своих сил участник общей трудовой жизни семьи. Хорошо, чтобы дети в семье постоянно отвечали за определенную работу, за ее качество, а не только откликались на разовые просьбы и поручения.
Основной «секрет» успеха он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношения между собой - все влияет на детей, формирует их личность. «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что Вы воспитываете своего ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома» [24, 58].
Но, к сожалению, мы и в этом вопросе не прислушиваемся к словам А.С. Макаренко. По сей день не каждая семья стала тем коллективом, в котором ребенок является полноправным ее членом.
Во многих семьях дети по-прежнему несчастны. Родители, увлеченные своими проблемами, уделяют мало внимания своим детям. Многие дети целый день находятся в школах, группах продленного дня, кружках и секциях и видят своих родителей только вечером, перед сном.
Теряется связь между поколениями. Дети часто ощущают свою «ненужность» родителям, сомневаются в родительской любви. И этот, казалось бы, несложный вопрос выливается в серьезную проблему.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на то, что свои педагогические идеи Антон Семенович Макаренко разработал и обосновал почти сто лет назад, его взгляды на воспитание и по сей день могут и должны применяться в современной системе воспитания неблагополучных детей.
Заключение:
Антон Семенович Макаренко внес большой вклад в практику воспитания детей, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия.
Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда.
Макаренко А.С. разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику самоуправления, дисциплинирования, формирования общественного мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», Макаренко А.С. подчеркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на нее через коллектив («педагогика параллельного воздействия») и непосредственно педагогом.
Сущность своего педагогического опыта Макаренко А.С. определял принципом «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему». Антон Семенович Макаренко старался «проектировать лучшее в человеке», стремился видеть в личности воспитанника, прежде всего положительные качества, задатки и силы. Он многое сделал для развития теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически основанных принципов воспитания в семье. Макаренко А.С. утверждал, что воспитать ребенка правильно значительно легче, чем перевоспитывать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым шагом - вот первый и главный метод воспитания.
Спустя десятилетия система воспитания Макаренко А.С. становится все актуальнее - для новых поколений.
Сбывается предсказанное Мариэттой Шагинян: «Эра Макаренко началась полвека назад и заглохла. Ей принадлежит будущее. Сам народ поставит его методику в фундамент нового общества». Ведь, как говорил Макаренко А.С.: «Наши дети - это будущие граждане нашей страны и мира... Наши дети - это будущие отцы и матери. Они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.»
Так неужели эти слова не пробудят нас от многолетнего сна, не станут для нас руководством к действию? Ведь тысячи беспризорных детей - это наши дети, и мы должны сделать все возможное и невозможное для того, чтобы из воров, пьяниц, попрошаек и проституток они опять стали простыми детьми, которых бы радовала разноцветная радуга, утренний рассвет и тепло добрых, ласковых маминых рук.