Дипломная по теме: Психолого-педагогические проблемы тревожности в подростковом возрасте

Название работы: Психолого-педагогические проблемы тревожности в подростковом возрасте

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

54 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ 6

§ 1. Раскрытие сущности категории "тревожность" 6

1.1. Развитие взглядов на тревожность в

психологической науке 6

1.2. Формы тревожности 11

1.3. Причины тревожности как свойства личности 14

§ 2. Психологические особенности социализации

подростков в группе сверстников 17

2.1. Психологические особенности подросткового

возраста и трудности формирования личности 17

2.2. Особенности межличностных взаимоотношений

подростков 26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНЫХ

ТЕНДЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ. 31

2.1. Организация эмпирического исследования 31

2.2. Методы исследования 33

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 43

3.1. Результаты измерения уровня тревожности Тейлора

43

3.2. Результаты диагностики уровня школьной

тревожности Филлипса 44

3.3. Результаты диагностики межличностных и

межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено

45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

ПРИЛОЖЕНИЯ. 54

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы обусловлена следующими положениями.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх .

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают .

Наряду с попытками прийти к согласованному определению для описания состояния тревоги, исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния. Среди возможных причин называются и физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями, и проблемы в школе и многое другое. Многие специалисты сходятся во мнении, что среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью .

Глава 3:

Похожие работы на данную тему