Введение:
Целью данной дипломной работы является анализ депрессивных состояний подросткового возраста и их коррекции.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и патопсихологическую литературу по данной тематике.
2. Провести анализ специфики феноменологии депрессивных состояний в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть профилактику депрессивных состояний в подростковом возрасте.
4. Сформулировать основные выводы по данной тематике.
Предмет исследования: депрессивные состояния подросткового возраста.
Объект исследования: подростки, у которых имеются депрессивные состояния.
Гипотеза: депрессивные состояния являются важнейшим вопросом психологии и патопсихологии, но в то же время имеется достаточно значимая система их профилактики и коррекции, при своевременном применении дающая значительные результаты.
Проблема данной дипломной работы заключается в анализе депрессивных состояний подросткового возраста и поиске путей их коррекции.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что неожиданные и шокирующие результаты дали исследования, проведенные под эгидой всемирной организации здравоохранения: к 2020 году психические заболевания войдут в перечень главных причин, приводящих людей к инвалидности, а депрессивные состояния будут занимать второе место среди основных заболеваний после ишемической болезни сердца. А в России по распространению депрессивные состояния займут первое место.
В отечественной патопсихологии депрессивные состояния подразделяются на эндогенные (в рамках шизофрении, маниакально-депрессивного психоза - МДП) и социально обусловленные, психогенные - реактивные депрессивные состояния, возникающие при ситуациях или проблемах, из которых человек не видит выхода, а потому восприятие картины мира у него извращено. Вырабатывается специфическая цепочка:
[Стресс] - [тревога] - [депрессия] - [невроз, психосоматические заболевания, алкоголизм] - [потеря трудоспособности]- [инвалидности] - [смерть].
Глава 2:
Несмотря на то, что ТЦА являются препаратами I поколения, они не потеряли своего клинического значения. Основной механизм их действия заключается в блокаде пресинаптического захвата как норадреналина, так и серотонина. В результате блокады обратного захвата моноаминов повышается их свободное содержание в синаптической щели и соответственно увеличивается длительность воздействия на рецепторы постсинаптической мембраны, что приводит к улучшению синаптической передачи. Однако ТЦА помимо этого обладают способностью блокировать a-адренергические иН-1 гистаминовые рецепторы. Поэтому ТЦА относят к антидепрессантам неселективным, широкого спектра действия, и с этим связаны их побочные проявления у подростков. Наряду с общими побочными эффектами ТЦА у подростков обладают выраженными холинолитическими эффектами в виде сухости слизистой полости рта, снижения потоотделения, тахикардии, затруднения мочеиспускания, нечеткости зрения, запоров, тремора, а также нарушения сердечной проводимости. Этот спектр побочных эффектов у подростков вносит существенные ограничения в длительной терапии ТЦА. Ограничивающим фактором для ТЦА является и небезопасность лекарственного взаимодействия, что исключает возможность сочетания ТЦА с целым рядом препаратов (опиатные анальгетики, антиаритмические средства, непрямые антикоагулянты, необратимые ИМАО). Ограничено также их совместное применение у подростков с антигистаминными и антипаркинсоническими препаратами.
Тетрациклические антидепрессанты (мапротилин или лудиомил, миансерин или леривон) относят к препаратам II поколения. Лудиомил в основном блокирует обратный захват норадреналина, обладает незначительной холинолитической активностью. Механизм действия леривона недостаточно ясен. Он обладает широким спектром действия, относится к агонистам норадреналина.
Основные представители допаминергических антидепрессантов аминептин (сюрвектор), бупропион блокируют нейрональный захват допамина, оказывая тем самым преимущественно стимулирующее влияние на допаминергические системы.
Интерес к антидепрессантам группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) связан с серотониновой моделью депрессии у подростков. При этом препараты этой группы в целом адресуются к депрессивным состояниям невротического круга. СИОЗС обладают широким спектром клинических эффектов с выраженным анальгетическим, анксиолитическим, антипаническим действием, успешно применяются при леченииобсессивно-фобических и агрессивных синдромов. Спектр клинических синдромов, при которых доказана клиническая эффективность, достаточно широк: хронический болевой синдром, булимия, ожирение, алкоголизм, обсессивно-компульсивные расстройства, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, панические расстройства и др. Наряду с высокой антидепрессивной активностью существенным преимуществом антидепрессантов этого класса является низкая представленность собственных побочных эффектов. Возбуждение, инсомния - у подростков наиболее частые из них, можно купировать без отмены препарата назначением транквилизаторов. Вместе с тем этот класс препаратов способен вызывать специфические побочные эффекты, связанные с гиперстимуляцией серотониновой системы: желудочно-кишечные расстройства, снижение аппетита, нарушения половой сферы, тремор и повышение потоотделения. Наиболее серьезным осложнением терапии антидепрессантами, в том числе и СИОЗС, является достаточно редкий так называемый серотониновый синдром, который проявляется целым рядом симптомов: головокружение, артериальная гипертония, нарушения зрения, кардиоваскулярная недостаточность, тошнота, психомоторная активация, ажитация, миоклонии, гиперрефлексия, потливость, тремор, диаррея, изменения психического статуса. Выраженность осложнений у подростков колеблется от легких форм, купирующихся в течение 24 ч после отмены терапии, до тяжелых.
Заключение:
В данной дипломной работе была реализована цель провести анализ депрессивных состояний подросткового возраста и возможностей их коррекции.
Также были реализованы следующие задачи:
• Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и патопсихологическую литературу по данной тематике.
• Провести анализ специфики феноменологии депрессивных состояний в подростковом возрасте.
• Рассмотреть профилактику депрессивных состояний в подростковом возрасте.
• Сформулировать основные выводы по данной тематике.
И в заключении необходимо, формулируя основные выводы, отметить, что в переводе с латинского «депрессия» - подавленность, угнетенное подавленное психическое состояние.
Ее общие признаки таковы: чувство беспокойства, тревожности; ощущение слабости, упадка сил особенно с утра, к обеду или к вечеру силы могут восстановиться), психическая и физическая утомляемость, истощаем ость, изменение массы тела; боли, неприятные ощущения в голове, в других частях тела; нарушения сна (если человек засыпает вечером, то в 2-3 часа утра просыпается, долго не может заснуть, а когда, наконец, засыпает - время вставать), затруднения при засыпании, отсутствие чувства отдыха после сна; чувство подавленности, угнетенности, тоски с оттенком грусти, пессимистическая оценка своего прошлого, настоящего, будущего, возникновение чувства виновности, греховности, самообвинения, самоуничижения, суицидальные мысли (о самоубийстве, когда собственная жизнь, как высшая ценность, теряет смысл) и действия, приводящие к суициду; снижение интереса к привычным делам, замедление ассоциативного процесса (выраженного в виде субъективного чувства снижения психической активности, ухудшения памяти, отвлекаем ость и рассеянность внимания), понижение самооценки собственных интеллектуальных способностей, возникновение оттенка неуверенности в своих силах и возможностях; снижение удовольствия от ранее приятного, исчезновение чувства близости и любви.
При депрессии страдают практически все сферы - эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах клиента, так и объективно - в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость - различные формы досуга, общение, чтение книг, хобби и пр. Пропадет не только чувство удовлетворения в результате такой деятельности, у страдающего депрессией, нет мотивации, не возникает желания приступить к этой деятельности, а интерес к самой деятельности сменяется равнодушием ираздражением. Эти нарушения составляют один из главных диагностических признаков депрессии, который обозначается как «утрата интереса и удовольствия».