Введение:
Сбережения населения занимают особое место в ряду экономических явлений, поскольку находятся на стыке интересов самих граждан, организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг и государства. С одной стороны, сбережения являются важнейшим показателем уровня жизни населения, непосредственно связанным с такими категориями как потребление, доходы и расходы населения, уровень цен. С другой стороны, сбережения населения представляют собой ценный ресурс экономического развития, источник инвестирования и кредитования хозяйства. Наконец, личные накопления граждан используются целым рядом финансовых и нефинансовых организаций, осуществляющих посреднические функции в движении капитала.
Сегодня особую практическую значимость приобретают вопросы, затрагивающие экономическую природу сбережений, а также проблемы оценки, анализа и учета внешних и внутренних факторов, влияющих на сберегательный процесс.
Исследование процессов образования населением фондов накопления и потребления позволяет сделать вывод о том, что факторы, оказывающие влияние на перераспределение отчислений внутри фонда накопления в пользу сбережений, зависят от социально-экономического развития общества, уровня развития форм сбережений, от степени развитости рынка финансовых организаций, аккумулирующих сбережения и, в конечном итоге, от уровня развития банковской системы и системы гарантирования вкладов. Следовательно, для привлечения сбережений населения коммерческим банкам необходимо использовать формы и методы, соответствующие уровню развития банковской системы и потребностям развития экономики страны.
В этих целях, по нашему мнению, необходимо совершенствовать деятельность коммерческого банка по привлечению сбережений населения. Указанное, в свою очередь, требует исследований ряда вопросов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Среди них – определение факторов, влияющих на формирование сбережений населения и их место на рынке банковских ресурсов, разработка и реализация сберегательной политики банка, управление рисками деятельности банка на рынке сбережений населения и др. Эти вопросы в России находятся в стадии начальных исследований.
На общенациональном уровне главным является наличие механизма защиты интересов вкладчиков. Для российской банковской системы вопрос внедрения в практику механизма, способного защитить средства граждан от потери банками, стал актуальным с момента перехода от одноуровневой государственной банковской системы на двухуровневую. Начиная с 1990 года, проблема создания системы гарантирования вкладов становилась все более значимой по мере роста числа коммерческих банков, работающих на рынке банковских услуг населению. При этом острота вопроса о ее создании нарастает с увеличением объема пропавших денег во вкладах в разорившихся банках. Отсутствие ответственности банковской системы перед вкладчиками за потерю вкладов значительно подорвали доверие граждан к российской банковской системе.
Отсюда важность включения в число элементов сберегательной политики коммерческих банков, создающих оптимальные условия для безопасного хранения средств населением.
Исходя из указанного, актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью совершенствования деятельности коммерческого банка по привлечению сбережений населения; а также не разработанностью механизма социальной защиты сбережений населения в банковской сфере.
Целью дипломной работы является исследование деятельности коммерческих банков по привлечению сбережений населения, а также разработка направлений по их вовлечению в инвестиционный процесс.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы сущности сбережений населения и факторы, влияющие на их формирование;
провести анализ банковской практики по привлечению сбережений населения;
определить пути совершенствования деятельности коммерческого банка по привлечению сбережений населения.
Теоретическую базу дипломной работы составили законодательные и нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность в России, исследования отечественных и зарубежных экономистов, посвященные вопросам сущности сбережений населения, деятельности коммерческих банков по их привлечению, формированию сберегательной политики.
Информационной базой работы послужили статистические материалы Госкомстата РФ, Центрального банка РФ, Сбербанка РФ, коммерческих банков РФ, вторичная информация из периодической печати.
Глава 3:
В связи с актуальностью развития системы финансирования гражданами жилищного строительства, а также создания условий для повышения эффективности вложения гражданами своих денежных средств Правительством РФ был разработан проект Федерального закона № 246390-3 «О строительных сберегательных кассах».
Характеризуя текущее состояние законодательства в области жилищного ипотечного кредитования, следует отметить, что за последние несколько лет был принят ряд законов, создающих необходимые правовые основы для развития системы жилищной ипотеки, в том числе: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Федеральный закон «Об оценочной деятельности» и другие.
Однако имеются проблемы, которые препятствуют эффективному развитию рыночной системы ипотечного кредитования в том виде, в каком это действует в большинстве экономически развитых странах. В первую очередь, это связано с недостаточно четко определенными гарантиями возврата кредитов при осуществлении жилищного кредитования населения, несовершенством налоговой политики, слабого развития правовой базы, регулирующей деятельность различных участников рынка жилищного финансирования граждан, включая деятельность кредитных институтов и их взаимоотношения с заемщиками. Кроме того отсутствуют специализированные кредитные организации, которые могли бы выполнять ссудосберегательные операции с населением.
Все вышеназванное сдерживает активность банков в сфере долгосрочного жилищного ипотечного кредитования.
Опыт реализации программ ипотечного кредитования, в том числе и в регионах, при небольшой финансовой поддержке со стороны местных и региональных органов власти показывает, что рынок ипотечных кредитов развивается очень медленно и неэффективно. В этих условиях имеют место различные формы жилищного кредитования «суррогаты ипотеки», которые осуществляются без лицензии Банка России, в результате физические лица несут существенные риски, связанные в большинстве случаев с деятельностью различных структур, которые на этапе строительства привлекают денежные средства граждан, а затем при покупке квартиры предоставляют краткосрочные кредиты в форме рассрочки платежа. Данные схемы имеют, как правило, локальный и ограниченный по объемам эффект. Иногда инвестиционные жилищные проекты носят мошеннический характер, особенно на стадии привлечения денежных средств.
Дальнейшее формирование развитой, отвечающей потребностям современного российского общества системы жилищного кредитования, предполагает обеспечение всесторонней защиты прав и интересов кредиторов и заемщиков, всестороннее правовое регулирование. К такому регулированию следует отнести деятельность строительных сберегательных касс, предусмотренную проектом федерального закона «О строительных сберегательных кассах». Данный проект закона устанавливает правовой статус и особенности деятельности специализированных кредитных организаций - строительных сберегательных касс, привлекающих во вклады денежные средства физических и юридических лиц и по накоплению строительных сберегательных вкладов, выдающих кредиты только физическим лицам для улучшения жилищных условий.
Проект закона дополняет и развивает положения, закрепленные Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Проект закона основывается на следующих принципах:
– четкое установление правового статуса строительной сберегательной кассы, в соответствии с которым она создается и осуществляет свою деятельность в виде банка в организационно-правовой форме, установленной Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» для кредитных организаций; на строительные сберегательные кассы распространяются требования федеральных законов, установленные для кредитных организаций, с учетом особенностей, определенных проектом закона;
– строго исчерпывающий характер перечня операций и сделок, совершаемых строительной сберегательной кассой, и других разрешенных видов деятельности;
– четкое описание обеспечения финансовой устойчивости строительных сберегательных касс, к которым относится создание резервов и фондов, с указанием порядка формирования таких резервов и фондов;
– принцип «прозрачности» деятельности строительных сберегательных касс, который обеспечивается, в первую очередь, предоставлением информации о деятельности строительных сберегательных касс;
– установление государственного надзора за деятельностью строительных сберегательных касс, осуществляемого Банком России в соответствии с федеральными законами, устанавливающими порядок надзора за деятельностью кредитных организаций;
– государственная поддержка вкладчиков строительных сберегательных касс.
В соответствии с проектом закона, строительная сберегательная касса –это банк, специализирующийся на привлечении денежных средств физических лиц в строительные сберегательные вклады и предоставлении его вкладчикам кредитов для улучшения жилищных условий в сумме, недостающей накопленных строительных вкладов для улучшения жилищных условий в порядке, установленном проектом закона.
Устанавливая определение понятий «вкладчик строительной сберегательной кассы», «строительный сберегательный вклад», «улучшение жилищных условий», «договорная сумма», «кредит для улучшения жилищных условий», «распределение очередности». Проект закона закрепляет положение о том; что деятельность строительной сберегательной кассы осуществляется в соответствии со специальными правилами содержащими следующие разделы:
1) общие принципы деятельности строительной сберегательной кассы;
2) основы договорных отношений с вкладчиками.
Правила деятельности строительной сберегательной кассы утверждаются Центральным банком Российской Федерации.
При этом определено, что договор накопления сбережений для улучшения жилищных условий и кредитный договор должен составляться в соответствии с Правилами деятельности строительной сберегательной кассы.
В соответствии со статьей 8 проекта закона по договору накопления сбережений для улучшения жилищных условий строительная сберегательная касса, принявшая от вкладчика строительный сберегательный вклад, обязуется при условии наступления очередности возвратить сумму строительного сберегательного вклада, выплатить проценты по нему и предоставить вкладчику кредит для улучшения жилищных условий на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом.
Проект закона содержит нормы, регулирующие основные условия договора накопления сбережений для улучшения жилищных условий.
Проект закона устанавливает обязанность строительной сберегательной кассы по предоставлению кредита для улучшения жилищных условий при одновременном наличии определенных условий: накопления общей суммы .строительного сберегательного вклада; наступлении очередности предоставления кредита для улучшения жилищных условий, определяемой в соответствии с Правилами деятельности строительной сберегательной кассы; предоставления вкладчиком обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору.
Предоставляя вкладчикам строительной сберегательной кассы возможность накапливать строительные сбережения и право на получение кредита для улучшения жилищных условий, проект закона вместе с тем предусматривает случаи отказа строительной сберегательной кассы от предоставления кредита для улучшения жилищных условий.
Заключение:
Сбережения населения являются одним из источников инвестиционных ресурсов в экономике. Традиционно принято выделять несколько групп сбережений: текущие сбережения, сбережения на покупку товаров длительного пользования, сбережения на непредвиденный случай и старость, а также инвестиционные сбережения. В дипломной работе теоретически обосновано и дано определение сущности инвестиционных сбережений населения как части дохода- не израсходованной на текущее потребление, главной целью которых являемся инвестирование в приносящие доход активы.
С одной стороны, все группы сбережений, за исключением тех, которые предназначены для текущего потребления, потенциально могут являться инвестиционными. С другой стороны, объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране.
В первой главе дипломной работы рассмотрены факторы, влияющие на формирование сбережений населения. Сделан вывод, что на уровень сбережений существенное влияние оказывают потребности населения, система распределительных отношений, эффективность государственной политики доходов и пен. состояние демографической, политической и социально-экономической ситуации в стране, доходы населения и структура, развитие форм организация сбережений населения, организация системы кредитования населения.
В связи с этим подчеркивается, что организация сбережений населения путем привлечения их во вклады коммерческих банков является весьма выгодной с позиции экономики и государства, так как именно благодаря такой форме организации сбережения кратчайшим путем превращаются в инвестиционный потенциал. В то же время доля вкладов в структуре сбережений населения еще незначительна, в 2002 году она составила всего 24,8%.
Изучение мотивации сбережений граждан показало, что в России в настоящее время выделяют четыре основные мотива сбережений населения: создание резерва на черный день, обеспечение старости и будущего своих детей, совершение крупной покупки, получение дополнительной высокого дохода.
Проведенные во второй главе дипломной работы анализ сбережений населения России и опенка организованных сбережений граждан показали, что несмотря на некоторые позитивные сдвиги, инвестиционный процесс идет до сих пор очень вяло. Поэтому можно говорить об острой необходимости проведения государственной политики, направленной на трансформацию наличных сбережений граждан в инвестиционный процесс.
Исследование роли сбережений населения в инвестиционном процессе показало высокую значимость деятельности коммерческих банков по привлечен но сбережений населения. Однако, как уже отмечалось, уровень организованных сбережений еще очень низок. Указанное обстоятельство вызвано недоверием со стороны населения к банковским формам организации сбережений. Учитывая, что сбережения населения являются основополагающим источником для рынка банковских ресурсов, в дипломной работе сделан вывод, что необходим поиск новых направлений в деятельности коммерческих банков по привлечению сбережений населения.
Известно, что при формировании ресурсной базы коммерческий банк используем различные источники привлечения денежных ресурсов. В частности, через денежный рынок, рынок ценных бумаг, рынок ссудных капиталов, страховой рынок. Особенность взаимосвязи сбережений населения с источниками формирования рынка банковских ресурсов состоит в том, что, с одной стороны, сбережения населения являются базовой основой формирования рынка банковских ресурсов, а, с другой стороны, само население пользуется кредитными и иными услугами рынка банковских ресурсов.
Следует отметить, что указанное направление в последние годы особенно активно развивается. Об этом свидетельствует наметившаяся тенденция развития потребительского кредита, появления его новых объектов; развитие различного рода расчетно-кассовых услуг для населения,
Эти процессы говорят о том, что необходима разработка механизма взаимовыгодного взаимодействия сбережений населения и рынка банковских ресурсов. Большую роль здесь играет сберегательная политика банка.
Известно, что успех сберегательной политики коммерческого банка во многом определяется наличием и эффективностью механизма социальной защиты сбережений населения. Создание надежной системы привлечения средств населения в качестве банковских ресурсов, которая гарантировала бы их возврат и стимулировала экономический рост, является одной из ключевых задач современного этапа развития банковской системы России.
Исходя из проведенного анализа, в третьей главе дипломной работы были сделаны предложения, реализация которых позволит повысить рейтинг российских банков и увеличению потенциального объема привлечения средств на приемлемых и для банков и для клиентов ценовых условиях. Рассмотрены возможности дальнейшего развития ипотечного кредитования как меры, направленной на повышение эффективности использования сбережений населения. Сделан вывод о том, что назрела необходимость создания системы страхования депозитов в России, поэтому в дипломной работе проведен анализ проекта закона о страховании вкладов и выявлены основные его недостатки.
На основании вышеизложенного можно предположить, что результаты проведенного исследования, теоретические положения и практические рекомендации будут способствовать совершенствованию деятельности коммерческого банка на рынке сбережений населения.