Введение:
Еще несколько десятков лет назад казалось, что природные ресурсы неисчерпаемы, а хозяйственная и промышленная деятельность человека способна только улучшить состояние биосферы. Человек слишком увлекся обеспечением собственного благополучия. «Мы не можем ждать милости природы – взять их у нее наша задача!»- вот был девиз «преобразователей природы». Когда выяснилось, что не так, было в значительной степени уже поздно: состояние биосферы стало угрожающим. Задача подрастающего поколения состоит в том, чтобы спасти живую природу от окончательной гибели и хоть в какой-то мере исправить то, что было сделано до этого.
Для того чтобы предотвратить дальнейшее разрушение биосферы, требуется, чтобы каждый человек обладал экологическим сознанием, т.е. понимал, что состояние биосферы легко нарушить, но трудно восстановить. Знания в области структуры экосистем необходимо использовать для того, чтобы избегать любого вмешательства, в результате которого многие виды могут сильно уменьшиться в численности, а то и вообще исчезнуть.
С.Н. Николаева считает, что формирование экологической культуры населения, начало ее стремления падает на первые 7-8 лет жизни ребенка. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой. (72, 5.)
Дети, к сожалению, практически не различают многообразия состояний элементов экосферы, такие как земля, вода, воздух, живое и неживое в природе, не знают различий между видами растений, животных. Они поверхностно знакомы с богатством и особенностями окружающей природы.
Глава 2:
Единственное изменение произошло в специально предложенной игре. Нами было решено предложить ту же игру «Магазин «Цветы»» трансформированную в «Магазин «Растений»». Целью данной игры было систематизировать и углубить знания детей о растениях (их названии, отличительных особенностях, строении) и их сообществах. Дидактическая задача, игровые правила и действия мы оставили без изменений, но в оборудование и материалы мы внесли не только натуральные комнатные цветы, но макеты и карточки – схемы растений леса, поля, луга, сада, огорода, экзотические растения – тропические деревья, кустарники, травы, таким образом, ассортимент «магазина» возрос более чем в 5 раз.
Дети заинтересовались данной игрой, так как выбор «товара» был разнообразным. Им было очень интересно, активность детей экспериментальной группы была значительно выше, чем у детей контрольной группы. В процессе данной игры участвовали только дети, без включения в игру взрослого, они сами выбирали продавцов, соблюдали определенные правила.
Дети экспериментальной группы достаточно подробно использовали полученные знания и охотно оперировали ими в описании и применении «товара» (растений), также наблюдались отличия в умении владеть дидактической игрой (правилами, действиями и т.д.) у детей именно этой группы (экспериментальной).
По данным наблюдения, были получены следующие результаты:
(1 ребенок) – 5% - низкий уровень;
(8 детей) – 40% - средний уровень;
(11 детей) – 55% - высокий уровень.
На данном этапе контрольного эксперимента в основном стал преобладать высокий уровень дидактической игрой. Это дети (2 человека) из контрольной группы и (10 человек) из экспериментальной.(см. приложение 4, табл. 2 (а)).
Это дети, которые прекрасно понимают задачу, могут рассказать о конечном результате. Игровые действия разнообразны и сложны. Соблюдение правил игры – это отличительная особенность от других детей, стараются не допускать ошибок, замечают и поправляют ошибки других. Дети этого уровня очень активны, проявляют хорошие организаторские способности, стараются привлекать всех детей к играм, без исключений. Например, Максим Б. (имея по наблюдению высокий уровень владения дидактической игрой) подошел к Денису Л. (по наблюдению низкий уровень владения д/и. Единственный ребенок не желающий играть в игры, ребенок – «отшельник»).
Максим Б.: Дениска, пойдем с нами играть, это будет интересно. В магазин привезли много всего…
Денис Л.: Я не хочу. Мне это не интересно… Я хочу домой играть с компьютером.
Максим Б.: Если не хочешь, я не буду к тебе приставать. Жалко, что ты не хочешь…
К среднему уровню было отнесено 7 детей и это дети из контрольной группы. Аня А. Девочка с хорошими организаторскими способностями, но очень конфликтная. Пытаясь быть лидером и достичь высокого результата, часто нарушает правила игры, из-за этого бывают ссоры.
Катя Б. Понимает цель данной игры, может объяснить о конечном результате, правила соблюдает точно, но из-за робости, скромности – не может организовать самостоятельно игру, способность к лидерству – отсутствует.
Аня Т. пытаясь быть лидером, не владеет умением организовать игру, проявляя интерес к игре, не замечает за собой ошибки. Сильно обижается, когда дети ее поправляют.
В результате контрольного эксперимента мы выяснили, что предложенная система работы по формированию знаний детей старшего дошкольного возраста о растительном мире оказалась эффективной, и то, что можно сформировать знания детей о мире растений проводя целенаправленную и систематизированную работу с детьми на занятиях и в повседневной жизни, отбирая содержание, включающее знания о свойствах, приспособлении, многообразии растений и о значении в природе и жизни человека; а также интегрируя различные методы и приемы (дидактические игры, наблюдения, опыты, экскурсии, прогулки и т.д.).
Заключение:
Анализ психолого-педагогической литературы и проведение экспериментального исследования позволил сделать следующие выводы.
В работах Усовой А.П., Радиной Е.И., Леушиной А.М., Саморуковой П.Г., Запорожца А.В., Поддъякова Н.Н. и других подчеркивается необходимость и возможность формирования системы знаний в дошкольном возрасте.
В настоящее время разработано большое количество программ комплексного типа и парциальных авторских программ экологического воспитания дошкольников, что предоставляет возможность выбора, исходя из своих условий и задач.
Формирование системы экологических знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста возможно при целенаправленном отборе содержания, включающего знания о свойствах, приспособлении, многообразии растений и о значении в природе и жизни человека.
Для достижения наилучших результатов в экологическом образовании необходимо использовать разные формы работы, такие как, прогулки, экскурсии, занятия, труд в уголке природы и на участке детского сада, оформление выставок детских работ и консультаций для родителей на экологическую тематику, викторины и КВН.
При интеграции методов и приемов возможно достижение более высоких результатов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Игровой метод в работе с детьми эффективен для формирования экологической культуры. За счет использования в работе дидактических игр с экологическим содержанием дети уточняют, закрепляют, систематизируют, обобщают полученные знания. В процессе дидактической игры развивается эмоциональная отзывчивость, формируется гуманное отношение к природе, дети понимают важность охраны природы, осознанно выполняют нормы и правила поведения в природе.
В ходе эксперимента было подтверждено выдвинутое предположение о том, что дидактическая игра может быть эффективным средством формирования элементарной системы экологических знаний старших дошкольников при определенных педагогических условиях:
- если игра является средством интеграции в системе экологического воспитания и может обеспечить единство познавательного, эмоционального, эстетического и гуманистического компонентов в формировании экологической культуры детей;
- при создании такой педагогической модели, в которой дидактические игры используются не только для формирования, закрепления, обобщения и систематизации знаний, но и направлена на формирование бережного отношения к природе, осознания значимости экологической проблемы;
- использование вариантов традиционных дидактических игр, включающих экологически значимые задачи: достаточного количества и разнообразного достойного качества дидактических игр, привлекательных для детей.
Предложенная методика, реализованная в условиях детского дошкольного учреждения, может положительно влиять на формирование системы экологических знаний и экологической культуры личности средствами дидактических игр экологического содержания, а также способствовать развитию качеств творческой личности в будущем.