Введение:
Процесс обучения в школе включает не только усваивание сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных процессов. Часто глав-ная причина больших затруднений в усвоении и использовании нового учебного материала учащимися состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости познавательных процессов. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития внимания. Вот почему проблема развития внимания является актуальной. Недостаточное развитие свойств внимания ведёт за собой множество ошибок при письме, чтении, расчё-тах.
Проблемой внимания занимались многие отечественные психологи:
Л.И.Божович, М.В.Страхов, П.Я.Гальперин, особый вклад в теорию внимания внёс Николой Фёдорович Добрынин. Проблему внимания младших школьников зани-мались такие психологи как О.Ю.Ермолаев, Т.М.Матюрина, Т.А.Мешкова.
Проблема нашей дипломной работы заключается в понимании роли, при-чинной обусловленности, взаимосвязи уровня сформированности внимания младшего школьника с успешностью обучения.
Объектом исследования являются свойства внимания младшего школьни-ка.
Предмет исследования – влияние уровня сформированности внимания на успешность обучения младшего школьника.
Решение проблемы понимания роли, причинной обусловленности, взаимо-связи уровня сформированности внимания младшего школьника с успешностью обучения, - явилось целью нашего дипломного исследования.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностировать уровень произвольного внимания и его свойств млад-ших школьников.
3. Изучить успешность учебной деятельности учащихся.
4. Провести анализ влияния уровня сформированности внимания младше-го школьника на успешность обучения.
5. Разработать рекомендации учителям начальных классов по целена-правленному развития внимания младших школьников.
Гипотезой дипломного исследования явилось положение о том, что суще-ствует взаимосвязь между уровнем сформированности внимания младшего школьника и успешностью обучения школе.
Для решения поставленных задач и проверки гипотез был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ общей и специальной психологической, педагогической ли-тературы по проблеме исследования, эксперимент, наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности и документов, методы математической статистики по обработке экспериментальных данных, качественный анализ результатов ра-боты.
Глава 3:
Рекомендации в адрес учителя, по целенаправленному развитию произ-вольного внимания и его свойств у младших школьников, составлены в результа-те изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и практического опыта учителей-новаторов.
Каждый учитель должен хорошо осознавать основные правила организации учебного процесса:
• организация своего изложения (умело подобрать учебный материал, сло-весную, предметную наглядность, поставить цель);
• организация своего поведения на уроке (установление и поддержание от-ношений с учениками);
• организация деятельности детей (постоянная активизация их познаватель-ной сферы).
Целенаправленное развитие внимания должно иметь месть на каждом уро-ке, с первых дней обучения. Задания могут быть следующего типа:
«Учимся слушать и выполнять» (1 класс). Учитель дает ученикам по очере-ди поручения следующего характера: «Саша, возьми на столе из правой стопки вторую тетрадь сверху и открой ее на третьей странице», «Таня, возьми левой ру-кой тряпку и вытри то, что написано внизу доски».
«Посмотри вокруг» (2 класс). Учеников просят посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, одного цвета, из одного материала, предметы, названия которых начинаются с одной и той же бук-вы. Один ученик начинает, другие его дополняют.
3 класс. Учитель читает какой-либо рассказ в течение одной-двух минут. Каждый ученик должен указать, сколько в рассказе слов, отмечая во время чтения каждое слово одним штрихом. Для быстрого подсчета 5 слов отмечать квадратом с одной стороны, диагональю внутри. Ответы учеников сравниваются. Побеждает тот, кто безошибочно определит количество слов в рассказе.
Учитель для развития внимания должен широко использовать материал учебника.
На уроках математики могут быть предложены следующие упражнения, направленные на развитие произвольного внимания и его свойств.
1. Выпиши примеры на сложение в первый столбик, примеры вычитания во второй столбик. Реши примеры:
Заключение:
Таким образом, под вниманием мы понимаем психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремлённости сознания челове-ка на определённый объект или явление. Психологическая сущность внимания представляет собой контроль в форме умственного автоматизированного дейст-вия, которое формируется особенно активно в младшем школьном возрасте, в процессе учебной деятельности, Проблему развития внимания затрагивают такие психологи, как Н.Ф.Добрынин, Л.И.Божович, Н.В. Страхов, П.Я.Гальперин, О.Е.Ермолаев, Т.М.Матюрина, Н.В.Зайцев и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования убеждает, что все виды внимания убеждает, что все виды внимания, а особенно произвольное, имеют глубокий личностный смысл. Внимательность – сложное об-разование, определяемое направленностью личности, системой её ценностных ориентацией.
Решение проблемы понимания роли, причинной обусловленности, взаимо-связи уровня сформированности внимания младшего школьника с успешностью обучения, – явилось целью экспериментального исследования. Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1. Диагностировали уровень произвольного внимания и его свойств младших школьников.
2. Изучили успешность учебной деятельности учащихся.
3. Повели анализ влияния уровня сформированности внимания школьника на успешность обучения.