Введение:
Актуальность исследования. Внимание - волшебная дверца, через которую каждый человек внимает внешнему миру, общается с ним. Волшебная дверца, как и всякая другая дверь, может быть плотно заперта, распахнута настежь или просто открыта - ровно настолько, насколько необходимо. Так какое же положение дверцы самое лучшее?
Если она закрыта, мы не видим и не слышим ничего из того, что происходит снаружи.
Если она распахнута слишком широко, мир обрушивается на нас со всей своей силой и мощью, и мы не всегда успеваем его воспринять и понять во всей полноте.
Если же волшебная дверца просто открыта - ровно настолько, насколько это необходимо в каждом определённом случае, - мы получаем через неё достаточное количество информации и способны полностью эту информацию осмыслить. Так устроены люди - и взрослые, и дети.
Внимание играет очень важную роль в нашей жизни. Но оно необходимо в учебной деятельности, в частности в обучении младших школьников. Ребенок дошкольного возраста имеет низкий уровень развития внимания, младший школьник не слишком отличатся от него. И у того и у другого преобладает непроизвольное внимание. Часто неумение его контролировать, управлять им, может привести к расстройству внимания. Невнимательность на уроке при объяснении материала или в процессе самостоятельной работы может стать причиной отставания учащегося, а, следовательно и к потере интереса к учебе.
Как можно предотвратить это? Главная задача учителя начальных классов – распознать ребенка с низким уровнем развития внимания и провести своевременную коррекционную работу. Однако, не смотря на огромное количество методик, разработанных для решения этих задач, многие студенты-выпускники педагогических учебных заведений плохо в них ориентируются, незнакомы с особенностями проведения коррекционной работы в младших классах, не знакомы с техникой поддержания внимания младшего школьника на уроках. Поэтому считаем актуальной тему нашего исследования: «Развитие и поддержание внимания младших школьников».
Цель исследования – изучить проблему развития произвольного внимания у младших школьников.
Объект исследования - произвольное внимание младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования и развития произвольного внимания младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести диагностическое исследование развития произвольного внимания у младших школьников;
3. Реализовать программу развития произвольного внимания младших школьников.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что при овладении учителем методиками коррекции и развития произвольного внимания, возможна целенаправленная работа, по своевременному диагностированию и формированию произвольного внимания младших школьников, которая даст положительный результат.
Глава 2:
На формирующем этапе нами была реализована программа развития внимания А.А. Осиповой, которая состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уров¬ня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенно¬стей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закреп¬ляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих за¬нятиях.
Сравнительный анализ результатов оценки уровня произвольного внимания до и после проведения формирующего эксперимента показал, что в выборке на 10% возросло количество детей с очень высоким уровнем развития произвольного внимания, на 20% возросло количество детей с высоким уровнем, на 20% сократилось количество детей со средним уровнем, на 10% сократилось количество детей с низким уровнем.
Сравнительный анализ уровня развития переключаемости произвольного внимания по методике «Треугольники» показал, что в выборке на 10% возросло количество детей с очень высоким уровнем переключаемости произвольного внимания, на 10% возросло количество детей с высоким уровнем, на 10% - со средним уровнем. На 10% сократилось количество детей с уровнем ниже среднего, на 20% - с низким уровнем.
Сравнительный анализ уровня развития произвольного внимания по методике «Домик» показал, что количество детей с хорошим уровнем его развития повысилось на 20%, со средним и низким сократилось на 10%.
Таким образом, опытно-экспериментальную работу по развитию произвольного внимания младших школьников мы считаем успешной.
Заключение:
В нашем исследовании мы рассмотрели основные положения психологической науки о внимании, выделили его особенности в младшем школьном возрасте, определили причины невнимательности учащихся.
Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Физиологической основой внимания, его ранних форм (у животных) является, безусловный ориентировочныи рефлекс. Выражая психическое состояние личности, внимание человека - его объем, переключаемость, концентрация - в значительной мере обусловлено чертами темперамента и направленностью человека.
В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. В зависимости от форм учебной деятельности, организуемых педагогом, можно выделить коллективное, групповое и индивидуальное внимание. При характеристике личности принято выделять внимательных, невнимательных и рассеянных людей.
Внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольников. Объем внимания узок, концентрация и устойчивость – низкая.
В процессе развития произвольного внимания педагогами используются словарные диктанты с комментированием, обнаружение ошибок в тексте и т.д. К методам развития внимания относятся специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы учителем на уроках. Их системати¬ческое применение способствует повышению эффектив¬ности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была реализована программа развития внимания А.А. Осиповой, которая состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уров¬ня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенно¬стей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закреп¬ляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих за¬нятиях.
Сравнительный анализ результатов оценки уровня произвольного внимания до и после проведения формирующего эксперимента показал, что в выборке на 10% возросло количество детей с очень высоким уровнем развития произвольного внимания, на 20% возросло количество детей с высоким уровнем, на 20% сократилось количество детей со средним уровнем, на 10% сократилось количество детей с низким уровнем.
Сравнительный анализ уровня развития переключаемости произвольного внимания по методике «Треугольники» показал, что в выборке на 10% возросло количество детей с очень высоким уровнем переключаемости произвольного внимания, на 10% возросло количество детей с высоким уровнем, на 10% - со средним уровнем. На 10% сократилось количество детей с уровнем ниже среднего, на 20% - с низким уровнем.
Сравнительный анализ уровня развития произвольного внимания по методике «Домик» показал, что количество детей с хорошим уровнем его развития повысилось на 20%, со средним и низким сократилось на 10%.
Таким образом, опытно-экспериментальную работу по развитию произвольного внимания младших школьников мы считаем успешной, а гипотезу о том, что при овладении учителем методиками коррекции и развития произвольного внимания, возможна целенаправленная работа, по своевременному диагностированию и формированию произвольного внимания младших школьников, которая даст положительный результат, доказанной.