Введение:
Процесс обучения в школе включает не только усваивание сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных процессов. Часто глав-ная причина больших затруднений в усвоении и использовании нового учебного материала учащимися состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости познавательных процессов. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития внимания. Вот почему проблема развития внимания является актуальной. Недостаточное развитие свойств внимания ведёт за собой множество ошибок при письме, чтении, расчё-тах.
Проблемой внимания занимались многие отечественные психологи:
Л.И.Божович, М.В.Страхов, П.Я.Гальперин, особый вклад в теорию внимания внёс Николой Фёдорович Добрынин. Проблему внимания младших школьников зани-мались такие психологи как О.Ю.Ермолаев, Т.М.Матюрина, Т.А.Мешкова.
Проблема нашей дипломной работы заключается в понимании роли, при-чинной обусловленности, взаимосвязи уровня сформированности внимания младшего школьника с успешностью обучения.
Объектом исследования являются свойства внимания младшего школьни-ка.
Предмет исследования – влияние уровня сформированности внимания на успешность обучения младшего школьника.
Глава 2:
Результаты целенаправленного наблюдения за проявлением уровня разви-тия произвольного внимания и его свойств каждого из учащегося эксперименталь-ного класса в основном совпадают с оценкой уровня развития учащихся классным руководителем. Из таблицы видно, что уровень развития произвольного внимания у 80% учащихся не ниже среднего:
высокий уровень произвольного внимания имеют 6 человек;
средний уровень произвольного внимания имеют 11 человек;
низкий уровень произвольного внимания имеют 4 человека.
Так дети, обладающие высоким уровнем развития произвольного внимания и его свойств, с первых минут урока мобилизуют свое внимание, четко выполняя все указания учителя.
При выполнении всех заданий внимание устойчивое, независимо от содер-жания и характера учебного материала, а также контроля учителя за работой учащихся. Дети с высоким уровнем развития произвольного внимания включаются в работу сразу и выполняют ее, как правило, быстро и успешно.
У учащихся со среднем уровнем развития произвольного внимания устой-чивость направленности сознания во многом зависит от содержания и характера учебного материала, а также ведущего мотива деятельности. Дети со средним уровнем развития произвольного внимания выполняют работу, как правило, дос-таточно быстро, но не всегда успешно.
Дети с низким уровнем развития произвольного внимания и его свойств с большим трудом мобилизуют свое внимание как в начале урока, так и в течении урока. Во многом это зависит от сформировавшихся мотивов. При выполнении заданий внимание неустойчиво, отвлекает доже несущественный раздражитель. Ребенок не умеет одновременно слушать и писать, то есть распределять свое внимание.
Заключение:
Таким образом, под вниманием мы понимаем психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремлённости сознания челове-ка на определённый объект или явление. Психологическая сущность внимания представляет собой контроль в форме умственного автоматизированного дейст-вия, которое формируется особенно активно в младшем школьном возрасте, в процессе учебной деятельности, Проблему развития внимания затрагивают такие психологи, как Н.Ф.Добрынин, Л.И.Божович, Н.В. Страхов, П.Я.Гальперин, О.Е.Ермолаев, Т.М.Матюрина, Н.В.Зайцев и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования убеждает, что все виды внимания убеждает, что все виды внимания, а особенно произвольное, имеют глубокий личностный смысл. Внимательность – сложное об-разование, определяемое направленностью личности, системой её ценностных ориентацией.
Решение проблемы понимания роли, причинной обусловленности, взаимо-связи уровня сформированности внимания младшего школьника с успешностью обучения, – явилось целью экспериментального исследования. Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи: