Проблемой внимания занимались многие отечественные психологи:
Л.И.Божович, М.В.Страхов, П.Я.Гальперин, особый вклад в теорию внимания внёс Николой Фёдорович Добрынин. Проблему внимания младших школьников зани-мались такие психологи как О.Ю.Ермолаев, Т.М.Матюрина, Т.А.Мешкова.
Проблема нашей дипломной работы заключается в понимании роли, при-чинной обусловленности, взаимосвязи уровня сформированности внимания младшего школьника с успешностью обучения.
Объектом исследования являются свойства внимания младшего школьни-ка.
Предмет исследования – влияние уровня сформированности внимания на успешность обучения младшего школьника.
Решение проблемы понимания роли, причинной обусловленности, взаимо-связи уровня сформированности внимания младшего школьника с успешностью обучения, - явилось целью нашего дипломного исследования.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностировать уровень произвольного внимания и его свойств млад-ших школьников.
3. Изучить успешность учебной деятельности учащихся.
4. Провести анализ влияния уровня сформированности внимания младше-го школьника на успешность обучения.
5. Разработать рекомендации учителям начальных классов по целена-правленному развития внимания младших школьников.
Гипотезой дипломного исследования явилось положение о том, что суще-ствует взаимосвязь между уровнем сформированности внимания младшего школьника и успешностью обучения школе.
Для решения поставленных задач и проверки гипотез был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ общей и специальной психологической, педагогической ли-тературы по проблеме исследования, эксперимент, наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности и документов, методы математической статистики по обработке экспериментальных данных, качественный анализ результатов ра-боты.
В психодиагностической части исследования была использована методика С.Д.Забрамной на диагностику уровня развития свойств произвольного внимания.
Исследования проводилось в три основных этапа. Первый этап (1999-2000 гг.) включал анализ психологической, педагогической литературы по теме иссле-дования, определение проблемы. Второй этап (2000г.) состоял в проведении экс-периментальной работы, количественном и качественном анализе полученных результатов.
Практическая значимость исследования состоит в апробации методики С.Д.Забрамной на диагностику уровня развития свойств произвольного внимания.
Надёжность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими и теоретическими позициями, адекватностью ме-тодов исследования его цели, задачам и логике, апробацией методики в форме пилотажного исследования, применением дополнительных сведений о биологиче-ский и социальных условиях развития школьников, обоснованным применением статистической обработки получаемых данных, представительностью выборки, количественным и качественным анализом полученного фактического материала.
Эмпирическая база исследования. Объём выборки – 20 испытуемых в возрасте 8 лет (11 мальчиков и 9 девочек) средней общеобразовательной школы № 1176 Севастопольского района г. Москвы (традиционная система обучения).
С точки зрения учителя ,70% учащихся, к учебным обязанностям относятся прилежно.
Сравнительный анализ оценок за прилежание с успешностью обучения (Таблица 8) каждого ученика показал, что в 90% случаев имеет место полное сов-падение, то есть отличное прилежание предполагает высокий уровень успешно-сти обучения.
Сравнительный анализ уровня развития свойств произвольного внимания каждого из учащихся с уровнем его успешности обучения показал: что среди де-тей, имеющий достаточно высокий уровень развития всех свойств внимания; двое (Настя Б. и Юля Б.) имеют по основным предметам отличные оценки и отличное прилежание и (Маша К. и Саша З.) двое «хорошо» и такое же прилежание. Все четверо имеют высокий темп чтения.
Дети имеющие средний уровень развития произвольного внимания и его свойств, как правило учатся на 4, имея также хорошее прилежание, исключение составляют Денис Ш., Маша М., Женя К., они в основном имеют оценки 3 и такое же прилежание.
Результаты нашего наблюдения, беседы с ними дают возможность предпо-ложить , что именно низкий уровень развития таких свойств внимания как: объем, распределение, устойчивость не позволяют успешно усваивать материал. Все трое, имеют технику чтения ниже нормы, что несомненно сказывается на успе-ваемости.
Детей имеющих низкий уровень внимания учитель относит к слабоуспе-вающим. По всем учебным предметам они имеют оценку три и такое же прилежа-ние.
1. Акимова М.Н., Индивидуальные особенности внимания и основные свойства нервной системы / Автореф. конд. дис. М., 1972.
2. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети! Просвещение. М., 1986.
3. Амоношвили Ш.А. Как живете, дети! Просвещение. М., 1986.
4. Баскакова И.Л. Изучение внимания школьников. – Москва-Воpонеж, 1995
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психологической диагностике.К., 1989.
6. Буляов М.И. Беседы о детской психиатрии. Просвещение, М.,1986.
7. Возростная и педагогическая психолгиия / Под ред. Гамезо М.В., Ма-тюхиной М.В., Михальчик Т.С. Просвящение, М., 1984.
8. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М., 1981.
9. Волков С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных особенностей детей на уроках математики. «Начальная школа» № 7, 1993.
10. Выгодский Л.С. Детская психология. Сбор. соч.: т. IV, М., 1984.
11. Выгодский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрас-те. В кн.: Хрестоматия по вниманию. М.,1976.
12. Гльперин П.Я. К проблеме внимания. В кн.: Хрестоматия по внима-нию. МГУ, М., 1976.
13. Гальперин П.Я., Кобылицкая С.Я. Экспериментальное формирова-ние внимания. МГУ, М. 1974.