Введение:
Каждый человек представляет собой высшую ценность, как существо, наделенное разумом, волей и чувством. Достоинство – признание за гражданином этой ценности независимо от того, что он о себе думает и что о нем думают другие.. Осознание и признание абсолютной ценности человеческой личности – результат развития общества.
Конституция РФ (ч.1 ст. 21) гарантирует гражданам защиту достоинства человеческой личности. Эта гарантия дается любому человеку, т.е. ставится знак равенства между человеком и личностью. Охраняется достоинство и честь не только взрослого и дееспособного человека, но и ребенка и душевнобольного.
В части 1 ст. 21 Конституции РФ большую смысловую нагрузку имеет слово «ничто». Ни преступление, повлекшее заточение правонарушителя в тюрьму или колонию, ни обездоленность и нищета, ни тяжкая позорная, по общепринятым представлениям болезнь – ничто не может служить основанием для умаления достоинства личности.
Весьма примечательно, что после официальной ратификации Россией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод наше государство взяло на себя обязательство гарантировать на своей территории каждому человеку, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены, наличие эффективных средств правовой защиты перед государственными органами даже если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (ст. 13 Конвенции).
Конституция РФ ставит право на жизнь, здоровье, честь и достоинство в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает эффективную охрану и защиту этих прав. Важнейшей задачей правового государства должно быть обеспечение наиболее справедливого, быстрого и эффективного восстановления нарушенного права и (или) возмещения причиненного вреда. РФ, провозгласившая себя в ст.1 Конституции правовым государством, должна соответствовать этим критериям.
В качестве одного из видов вреда, который может быть причинен личности, в законодательстве выделяется моральный вред, т.е. страдания, вызванные различными неправомерными действиями (бездействиями). Российское законодательство предусматривает возможность взыскания денежной компенсации за причиненный моральный вред.
В отечественной юридической литературе исследованиям, посвященным правовому институту компенсации морального вреда и сам моральный вред, отведено значительное место. Появлению этого правового института способствовали исследования А.М. Беляковой, С.Н.Братуся, Н.С. Малеина, В.А. Тархова, М.Э. Шиминовой и др. Однако и до сих пор многие вопросы, связанные с понятием морального вреда и процедурой его компенсации, остаются достаточно спорными и неотрегулированными.
В отличие от России государства, относящие себя к правовым, имеют, как правило, весьма продолжительный опыт применения этого правового института.
Еще в 17 веке выдающийся голландский юрист Гуго Гроций писал: «…возможно также причинение ущерба чести и доброму имени, например, нанесением ударов, оскорблением, злословием, проклятием, насмешкой и другими подобными способами. При них не в меньшей мере, чем при воровстве и иных преступлениях, необходимо отличать порочность поступка от его последствий… Ибо первой соответствует наказание, последним – возмещение причиненного вреда путем признания своей вины, оказание знаков уважения, удостоверения невиновности и тому подобными способами. Хотя и деньги при желании потерпевшего тоже могут оплатить такого рода причиненный достоинству ущерб, потому что деньги есть общее мерило полезности вещи…» .
Глава 4:
При рассмотрении дел. Связанных с нарушением врачебной тайны, большое значение приобретает характер заболевания пациента и вызванные расположением последствия (распад семьи, увольнение с работы, необходимость перемены места жительства).
Во всех случаях, связанных с нарушением права наличную и семейную тайну, существенное значение имеет широта круга лиц, ставших или могущих стать осведомленными о сведениях, составляющих личную или семейную тайну. Подлежит обязательному судебному исследованию, так же вопрос о принятии миром необходимых мер, препятствующих ознакомлению третьих лиц с информацией, составляющей семейную или личную тайну.
В качестве обстоятельств, подлежащих учету, при определении размера компенсации морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав. Целесообразно учитывать: последствия нарушения имущественных прав, вызвавшего нравственные и физические страдания, в том числе нарушение установившегося жизненного уклада, размер причиненного имущественного вреда, продолжительность задержки выплаты денежных средств, являющихся основным источником жизнеобеспечения потерпевшего, поведение причинителя вреда при рассмотрении справедливых требований потерпевшего.
В настоящее время широко распространившимися явлениями стали публикации в прессе, сообщения в СМИ, содержащие различного рода информацию о лидерах полт, партий, работниках руководящего состава органов власти и управления, депутатах, артистах и т.д. эти публикации и сообщения часто порождают предъявление исков с стороны перечисленных лиц к СМИ. При рассмотрении таких исков большое внимание должно уделяться о вине потерпевшего.
Как правило, современные российские политики часто выступают по радио, телевидению, публикуют статьи и книги, дают интервью. Зачастую оказывается чьл в этих выступлениях сообщают сведения, которые ложатся в основу публикаций, по поводу которых предъявляются требования об опровержении сведений. В таких действиях истина должно признаваться наличие грубой неосторожности, т.к. делая заявление для публикации сведения, он должен и может предвидеть связанные с такими заявлениями последствия.
Неосторожность истца должна быть принята судом во внимание, в связи с чем в понижении морального вреда может быть отказано. Даже если распространитель сведений и не заказал их соответствие действительности. он будет обязан только опровергнуть эти сведения.
Кроме того, иногда публикации, в основном автобиографического характера, позволяет сделать вывод о школе нравственных ценностей личности. Если о таком лице распространена информация для «среднего»человека позорящими сведениями, а из публикации могут быть приняты судьи в качестве письменного доказательства факта отсутствия нравственных страданий, т в компенсации морального вреда должно быть отказано.
В последнее время в прямой или завуализированной форме утверждения о неестественной (с биологически порций) сексуальной ориентации лиц .как правило обладающих публичной известностью.
Так, истец – известный певец, предъявил иск к СМИ, распространившемуся сведению о том, что в городе N в преддверии гастролей певца общество гомосексуалистов избрало его своим свои почетным членом и направило ему поздравительную телеграмму, в которой утверждалось просьба сообщить размеры талии, бедер и т.п., что бы сшить к его приезду шелковое платье . Истец счел распространенные сведения оскорбительными и потребовал компенсации морального вреда в размере 100 млн. руб., суд первой инстанции иск отклонил, мотивировав это тем, что разглашение сведений о нетрадиционной сексуальной ориентации не является оскорбительным.
Суд второй инстанции с доводами представителя истица согласился и порочащем (вредном деловом и творческой репутации) характере распространенных сведений и отменил решение, направил дело на новое рассмотрение дела, иск был удовлетворен и истицу присуждена компенсация морального вреда в размере 2 млн. руб.
Безусловно, сведения о неестественной сексуальной ориентации должны признаваться порочащими честь и достоинство лица, как это произошло в приведенном деле, и отсутствие противозаконности гомосексуальных актов не препятствует этой оценке. Между тем, таких лиц на публике (в особенности эстрадных певцов, артистов и т.д.) – манера одеваться, держаться на сцене, прическа и т.д. могут совпадать с поведением лиц с неестественной сексуальной ориентацией (возможно подтверждение этого заключением экспертом- сексопатологом).
Такие особенности в осознании «среднего человека» могут вызвать предположения об ассоциированности потерпевшего с кругом лиц, обладавших неестественной сексуальной ориентацией, хотя в действительности могут быть лишь выражением необычного вкуса или намерением эпатировать публику. До тех пор пока такое поведение не оскорбляет общественную нравственность, он не является предосудительным, ибо свобода самовыражения – конституционное право каждого гражданина.
Заключение:
Общепринято, что для правового государства характерно наличие высокого уровня обеспеченности прав и свобод человека, верховенство общечеловеческих ценностей.
Ряд основополагающих международно-правовых актов, касающихся прав и свобод человека, например Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривают необходимость обеспечения основных прав человека.
Современное состояние института компенсации морального вреда в российском праве является предметом постоянных дискуссий, центр тяжести которых в основном сосредотачивается на такой проблеме как различия в подходах к психиатрическому вреду, связанному и не связанному с телесным повреждением.
Эта проблема связана, я полагаю, с общей настороженностью в обществе по отношению с искам из причинения именно психического вреда. Эта настороженность обусловлена легкостью преувеличения или симуляции психического вреда при предъявлении соответствующих требований.
Этому в немалой степени способствует позиция психиатров и психологов, которые обоснованно склонны рассматривать предположение о том, что симулировать психическое заболевание легче, чем боль от тяжелого повреждения. Основную роль в нарастании отмеченной тенденции играют новые полученные достижения в области медицины, биологии, психологии и других наук, которые позволяют проявлять большее доверие у заключениям экспертов при рассмотрении дел, связанных с причинением психического вреда.
В работе говорилось, что при предъявлении иска о компенсации морального вреда (психического) в форме нервного шока истец должен доказать, что он пережил такой шок в связи с обоснованным страхом причинения вреда ему самому либо в связи с угрозой или действительным причинением вреда другому. А в последнем случае истец должен находится в близких отношениях с потерпевшим и воспринимать происходящее событие непосредственно в момент происшествия или немедленно после него (близость к происшествию).
Из проделанной работы можно сделать вывод следующего содержания; а именно: кто противоправно или неосторожно посягает на чью-либо телесную неприкосновенность, здоровье, свободу, честь и достоинство, право собственности и какое-либо иное право другого лица, тот обязан возместить причиненный этим вред. В приложениях к данной дипломной работе приведены таблицы, образец искового заявления о компенсации морального вреда и типовое соглашение о выплате компенсации во внесудебном иске.