Введение:
К числу крупных источников дохода бюджета относится налог на доходы с физических лиц, т.к. его уплачивают, практически со всех видов дохода, полученных в течение года.
Прежние правительства, изыскивая средства для пополнения бюджета, в основном пытались повышать налоги и отменять существующие льготы. Обосновывалось это примерно так: заставим людей богатых пополнять бюджет (введем для них повышенную ставку подоходного налога, повысим налоги на владельцев недвижимости, дорогих автомобилей и др.), зато бедные и средние слои населения при этом не пострадают.
Практика показала, что увеличение налогов - путь тупиковый. Эффективная ставка подоходного налога (по которой реально платил до 2001 г. средний российский гражданин) составляла 12,9%. Подавляющее большинство (97% населения) платило до 2001 г. налог по ставке менее 15%, а по максимальной - всего лишь 0,1% населения. Богатые люди продолжают успешно скрывать и вывозить за рубеж свои доходы. Правительственные и судебные органы западных стран проводят собственные расследования происхождения капиталов наших граждан. Поэтому, “Через снижение подоходного налога необходимо легализовать капитал. Ведь сейчас тот, кто зарабатывает мало, платит налогов больше, чем люди с действительно высокими доходами”, - считает лидер СПС Ирина Хакамада.
Правда, об этом правительство тоже подумало. В направленном в Думу письме говорится, что одновременное увеличение налогов на дорогостоящую недвижимость, резкое повышение ставок транспортного налога в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля, сохранение акцизов на дорогие автомобили и др. "обеспечат соблюдение принципа социальной справедливости при налогообложении".
Введение с 1 января 2000 года жесткого контроля за доходами и расходами физических лиц - одна из таких мер. Формируя налоговую историю каждого физического лица, налоговая инспекция уже через несколько лет сможет спросить: “А откуда у Вас деньги на такую покупку?” и припомнить старые “грешки”.
Глава 3:
При проверке налогообложения доходов физических лиц аудитору необходимо удостовериться в правильности расчета совокупного дохода, а также в правильности и обоснованности применения льгот.
Для проверки льгот необходимо проверить следующие документы:
1) справку о составе семьи;
2) справку с места работы;
3) копию свидетельства о рождении;
4) заявление работника и другие документы, подтверждающие возможность применения льгот.
Необходимо установить их подлинность.
Для проверки суммы начисленного подоходного налога привлекаются такие документы:
1) журнал-ордер №8;
2) расчетно-платежная ведомость;
3) лицевые счета;
4) реестр платежных поручений по НДФЛ.
Журнал-ордер проверяется арифметически, на правильность составления, на соответствие оборотов, а также сверяется с расчетными ведомостями и лицевыми счетами.
На каждого работника на предприятии должна быть открыта налоговая карточка.
В лицевом счете и налоговой карточке должны быть учтены все суммы за текущий месяц и нарастающим итогом с начала года.
Реестры платежных поручений по НДФЛ необходимы, чтобы проконтролировать своевременность уплаты подоходного налога.
Налог на доходы с физических лиц должен быть перечислен в бюджет не позднее дня получения денежных средств на выплату заработной платы. Правильность удержаний налога проверялась в параграфе “Проверка расчетов с персоналом по заработной плате”, поэтому информация по этому вопросу у аудитора уже есть.
Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих документах, сопоставляет фактические ошибки с предельно допустимыми, делает выводы и при необходимости корреспондирует план проверки.
В ООО “Союз” аудиторская проверка не проводилась.
Автором была проведена проверка состояний расчетов по налогу на доходы с физических лиц на данном предприятии. В результате этой проверки можно сделать вывод о том, что грубых нарушений не обнаружено и учет соответствует правилам ведения бухгалтерского учета.
3.4 Нормативная база аудита
1. Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” № 119-ФЗ от 07.08.2001г. с изменениями внесенными № 164-ФЗ от 14.12.2001г.
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ
3. О продолжительности работы в выходной день, перенесенный в связи с праздником на рабочий день (Минтруда РФ от 25 февраля 1994 г. №4).
4. План счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94-н).
5. Налоговый Кодекс РФ ч. 2 Глава 23 “Налог на доходы физических лиц”.
6. Методические рекомендации “О порядке применения главы 23 Налог на доходы физических лиц” приказ МНС РФ от 29.11.2000 г. № БГ-3-08/415.
Заключение:
Введения единого для всех 13-процентного налога с доходов физических лиц настолько нестандартна, что вызывает споры и дискуссии даже у специалистов. Ее целесообразность долго обсуждалась и в правительстве, и в Думе, предлагался альтернативный вариант: двухступенчатая шкала со ставками в 12 и 20%. Однако остановились все же на плоской ставке.
На анализе мировой практики к плоской шкале прибегают только, чтобы вывести доходы из "тени". В большинстве стран мира существует 3-4-ступенчатая шкала подоходного налога в зависимости от уровня доходов. Так что и Россия, я думаю, через какое-то время тоже вернется к прогрессивной шкале.
Пока же, многих людей, получающих высокую зарплату “в конвертах”, действительно беспокоит проблема ее легализации, они согласны взять на себя платежи в социальные фонды ради того, чтобы получать ту же зарплату, но “в белую”. Единственное условие — гарантии, т.е. они должны быть уверены в том, что, если платят всю жизнь в Пенсионный фонд со своей большой зарплаты, той размер их пенсий потом будет зависеть от этих сумм. Люди требовали бы от работодателей официальной высокой зарплаты, а получать ее “в конверте” соглашались бы лишь самые безответственные.
Однако это уже вопрос не столько налоговой, сколько пенсионной реформы. Предполагается в ближайшие годы перейти к именным накопительным пенсионным счетам граждан (первый технический этап уже осуществлен: почти у каждого есть зеленая пластиковая карта - свидетельство пенсионного страхования, только она пока не работает).
Учитывая, что в Российской Федерации подоходный налог фактически является налогом на заработную плату, во многом из-за высоких ставок, особенно принимая в расчет отчисления в социальные внебюджетные фонды, переход к плоской ставке налога вкупе с усилением ответственности за соблюдение налогового законодательства может, по моему мнению, в значительной степени стимулировать исполнение налогоплательщиками своих обязательств. Принципиальным новшеством стало введение социальных налоговых вычетов на обучение и лечение (включая расходы на оплату медицинских услуг и лекарств). То есть те, кто платит за образование (свое или детей) или за лечение, смогут уменьшать свой подлежащий налогообложению доход на сумму расходов, правда, не более чем по 25 тыс. рублей в год на то и на другое.
Следует отметить, что во второй части налогового кодекса предусмотрено взимание налога на доходы с физических лиц и по повышенным ставкам. Так, стоимость выигрышей на тотализаторах, в лотереи, и в другие, основанные на риске, игры (а за этим стоят, как правило, очень обеспеченные люди) облагается по ставке 35 процентов. Увеличена ставка налога до 30 процентов с сумм дивидендов и доходов физических лиц нерезидентов. Все вышеперечисленные меры, по моему мнению, могут служить повышению поступлений подоходного налога, а также достижению справедливости при налогообложении доходов физических лиц. Подоходный налог, в теории, должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенные доли своего дохода в России.