Введение:
С развитием рыночной экономики возникает необходимость в изменении налоговой системы. Налоговая система развивается и совершенствуется. Именно налоги являются источника дохода бюджета. История развития налогообложения уходит корнями далеко в историю.
Налог на доходы физических лиц введен вместо подоходного налога, который взимался на основании Закона РФ от 7 декабря 1991 года № 1998-1 «О подоходном налоге физических лиц».
С введением Налогового кодекса Российской Федерации части второй изменился порядок расчета и уплаты налога на доходы физических лиц. Введены новые вычеты, которые ранее не существовали.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, т.к. в условиях изменения законодательства меняется и подход к организации учета налогообложения доходов физических лиц, появляется необходимость в изучении данного вопроса для предотвращения негативных последствий, вызванных неквалифицированным подходом к решению многих проблем, возникающих при учете налога на доходы физических лиц.
Состав плательщиков налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики) - в сравнении с плательщиками подоходного налога - не изменился, однако определение плательщиков налога сформулировано теперь с использованием понятия «налоговый резидент РФ».
Налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Физические лица - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Доказательством принадлежности к гражданству РФ является паспорт гражданина РФ (удостоверение личности гражданина РФ), а до момента получения указанных документов свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица. Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом. Лицо без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства /2/.
Налоговыми резидентами РФ являются те физические лица, которые фактически находятся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Большая часть доходов подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, облагаются по налоговой ставке в размере 13%. Однако ряд доходов облагается по ставкам 35, 30 и 6 процентов.
Глава 2:
Есть четыре вида вычетов, на которые можно уменьшить налогооблагаемый доход граждан:
- стандартный;
- социальный;
- имущественный;
- профессиональный.
Социальные и имущест¬венные вычеты налогоплательщик должен получить сам, по¬дав заявление вместе с декларацией в налоговую инспекцию. А стандартные и некоторые профессиональные вычеты работ¬никам предоставляет работодатель. Поэтому бухгалтер каждого предприятия должен знать, как, когда и на каком основании он может уменьшать облагаемую базу по налогу на доходы физических лиц /18/.
Стандартные вычеты физическому лицу может предоста¬вить только его работодатель: организация, предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, с которыми у налогоплательщика заключен трудовой договор /1/. Но согласитесь, у одного человека одновременно может быть не¬сколько работодателей. В таких случаях налогоплательщик, который желает получать стандартные вычеты по месту рабо¬ты, сам должен выбрать одного из них и подать ему письмен¬ное заявление. В этом заявлении (его пишут в произвольной форме) он указывает, на какие именно стандартные вычеты претендует. И разумеется, к заявлению надо приложить доку¬менты, которые подтверждают, что налогоплательщик имеет право на тот или иной вычет (например, копию свидетельства о рождении ребенка или удостоверения инвалида).
В соответствии с Налоговым кодексом при определении размера налоговой базы, подлежащей налогообложению по ставке 13%, налогоплательщик имеет право на получение одного из следующих стандартных налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода:
- в размере 3000 рублей;
- в размере 500 рублей;
- в размере 400 рублей;
- в размере 300 рублей.
Как мы уже сказали, стандартные вычеты бывают разные. Самый большой из них равен 3000 руб. в месяц. На него могут претендовать лица, которые ликвидировали последствия ради¬ационных аварий (в частности, на Чернобыльской АЭС), по¬страдали от этих катастроф, а также инвалиды войны. Полный перечень налогоплательщиков, которым надо предоставлять вычет в размере 3000 руб.
Категории налогоплательщиков, имеющих право на вычет в размере 500 руб.:
- Герои Советского Союза;
- Герои Российской Федерации;
- участники Великой Отечест¬венной Войны;
- участники афганской войны;
- инвалиды с детства.
Что же касается всех остальных граждан, то их налоговую базу можно ежемесячно уменьшать на 400 руб.
Однако эти стандартные вычеты отличаются друг от друга не только размером. Дело в том, что первый (3 000 руб.) и второй (500 руб.) вычеты налогоплательщики получают каждый месяц в течение всего года. В результате тот, кто имеет право на первый вычет, за год может уменьшить свою налоговую базу на 36 000 руб., а тот, кто получает второй, - на 6 000 руб. А вот с третьим вычетом (400 руб.) все гораздо сложнее. Его можно предоставлять лишь до того месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 20 000 руб.
Рассмотрим данную ситуацию на примере.
В январе 2002 года работник ООО «Регул» Кочетов С.М. подал в бухгалте¬рию заявление, в котором указал, что он имеет право на стандартный вычет в размере 400 руб. в месяц. Ежемесячно Кочетов С.М. получает в ООО «Регул» заработную плату - 6000 руб.
В феврале налогооблагаемый доход работника, рассчитанный нарастающим итогом с начала года, составит 12 000 руб. (6000 руб. х 2 мес.), в марте -18 000 руб. (6 000 руб. х 3 мес.), а в апреле - 24 000 руб. (6000 руб. х 4 мес.).
В апреле доход Кочетова С.М. превысит 20 000 руб. Поэтому начиная с этого месяца бухгалтер ООО «Регул» должен удерживать из зарплаты работника налог на доходы физических лиц, исчисленный без учета стандартного вычета. Сумма налога, которую надо удержать из доходов Кочетова С.М. за январь-ап¬рель 2002 года, будет такой:
Заключение:
Одним из главных нововведений в отношении налога на доходы физических лиц является отказ от дифференцированной шкалы налогообложения.
Согласно ст. 224 НК РФ исчисление налога производится по фиксированным ставкам 6%, 13%, 30%, 35%.
Налоговая база определяется с учетом всех видов доходов налогоплательщика, полученных в налоговом периоде, то есть в календарном году.
В отношении разных видов доходов установлены разные налоговые ставки, поэтому налоговая база определяется отдельно, по каждому виду доходов. Причем доходы, облагаемые по ставке 13%, уменьшаются на суммы налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.
Важно отметить, что налоговые вычеты производились и до 1 января 2001 г., и определялись в зависимости от МРОТ. В настоящее время согласно НК РФ такого расчета не требуется, так как вычеты предусмотрены в фиксированных суммах. Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику в течение года одним из работодателей по выбору налогоплательщика, а не как раньше, по основному месту работы. Если в течение года стандартные налоговые вычеты не предоставлялись, то налогоплательщик может ими воспользоваться по окончании налогового периода при подаче деклараций в налоговый орган с приложениями и подтверждающих его право документов.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него у него возникло, также доходы в виде материальной выгоды.
Делая некоторые выводы по ООО «Регул» бухгалтерский учет ведется на профессиональном уровне с использованием программы 1С: «Бухгалтерия» версия 7.5, что несомненно помогает бухгалтеру своевременно исчислять и уплачивать налог на доходы с физических лиц. Но вместе с этим можно отметить некоторые отрицательные стороны, а именно несвоевременное оформление налоговых карточек.
На исследуемом предприятии организация бухгалтерского учета находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют результаты документальных налоговых ревизий. Однако можно отметить ряд несущественных замечаний, связанных с предоставлением стандартных вычетов, а именно, несвоевременное представление сотрудниками заявлений и справок на предоставление стандартных вычетов.