Введение:
К числу крупных источников дохода бюджета относится налог на доходы с физических лиц, т.к. его уплачивают, практически со всех видов дохода, полученных в течение года.
Прежние правительства, изыскивая средства для пополнения бюджета, в основном пытались повышать налоги и отменять существующие льготы. Обосновывалось это примерно так: заставим людей богатых пополнять бюджет (введем для них повышенную ставку подоходного налога, повысим налоги на владельцев недвижимости, дорогих автомобилей и др.), зато бедные и средние слои населения при этом не пострадают.
Практика показала, что увеличение налогов - путь тупиковый. Эффективная ставка подоходного налога (по которой реально платил до 2001 г. средний российский гражданин) составляла 12,9%. Подавляющее большинство (97% населения) платило до 2001 г. налог по ставке менее 15%, а по максимальной - всего лишь 0,1% населения. Богатые люди продолжают успешно скрывать и вывозить за рубеж свои доходы. Правительственные и судебные органы западных стран проводят собственные расследования происхождения капиталов наших граждан. Поэтому, “Через снижение подоходного налога необходимо легализовать капитал. Ведь сейчас тот, кто зарабатывает мало, платит налогов больше, чем люди с действительно высокими доходами”, - считает лидер СПС Ирина Хакамада.
Правда, об этом правительство тоже подумало. В направленном в Думу письме говорится, что одновременное увеличение налогов на дорогостоящую недвижимость, резкое повышение ставок транспортного налога в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля, сохранение акцизов на дорогие автомобили и др. "обеспечат соблюдение принципа социальной справедливости при налогообложении".
Введение с 1 января 2000 года жесткого контроля за доходами и расходами физических лиц - одна из таких мер. Формируя налоговую историю каждого физического лица, налоговая инспекция уже через несколько лет сможет спросить: “А откуда у Вас деньги на такую покупку?” и припомнить старые “грешки”.
Популярность у предприятий и организаций всевозможных обходных зарплатных схем и “черного нала” объясняется отнюдь не желанием граждан платить подоходный налог. Виной всему чрезмерно высокие отчисления с фонда оплаты труда во внебюджетные фонды - Пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.
С каждой выплаченной работнику в качестве официальной зарплаты 1000 рублей предприятие вынуждено отдавать государству 385 рублей. Это настолько невыгодно, что руководство многих компаний либо сознательно рискует, обналичивая деньги и выдавая сотрудникам зарплату “в черную”, либо используют лазейки в законодательстве, уклоняясь от выплат в социальные фонды легальным путем. В итоге старики получают мизерные пенсии, а государственная, как бы бесплатная медицина, вне всякой критики.
Исходя из высокой социальной значимости проблемы исследования, его целью являются изучение проблем учета налога на доходы физических лиц и пути его совершенствования.
Глава 3:
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.
Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.
Аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг:
1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
2) составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетнос-ти;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности;
4) оценка активов и пассивов экономического субъекта;
5)консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;
6) обучение и др.
Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российская Федерация, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.
Цель аудита - решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.
Заключение:
Введения единого для всех 13-процентного налога с доходов физических лиц настолько нестандартна, что вызывает споры и дискуссии даже у специалистов. Ее целесообразность долго обсуждалась и в правительстве, и в Думе, предлагался альтернативный вариант: двухступенчатая шкала со ставками в 12 и 20%. Однако остановились все же на плоской ставке.
На анализе мировой практики к плоской шкале прибегают только, чтобы вывести доходы из "тени". В большинстве стран мира существует 3-4-ступенчатая шкала подоходного налога в зависимости от уровня доходов. Так что и Россия, я думаю, через какое-то время тоже вернется к прогрессивной шкале.
Пока же, многих людей, получающих высокую зарплату “в конвертах”, действительно беспокоит проблема ее легализации, они согласны взять на себя платежи в социальные фонды ради того, чтобы получать ту же зарплату, но “в белую”. Единственное условие — гарантии, т.е. они должны быть уверены в том, что, если платят всю жизнь в Пенсионный фонд со своей большой зарплаты, той размер их пенсий потом будет зависеть от этих сумм. Люди требовали бы от работодателей официальной высокой зарплаты, а получать ее “в конверте” соглашались бы лишь самые безответственные.
Однако это уже вопрос не столько налоговой, сколько пенсионной реформы. Предполагается в ближайшие годы перейти к именным накопительным пенсионным счетам граждан (первый технический этап уже осуществлен: почти у каждого есть зеленая пластиковая карта - свидетельство пенсионного страхования, только она пока не работает).
Учитывая, что в Российской Федерации подоходный налог фактически является налогом на заработную плату, во многом из-за высоких ставок, особенно принимая в расчет отчисления в социальные внебюджетные фонды, переход к плоской ставке налога вкупе с усилением ответственности за соблюдение налогового законодательства может, по моему мнению, в значительной степени стимулировать исполнение налогоплательщиками своих обязательств. Принципиальным новшеством стало введение социальных налоговых вычетов на обучение и лечение (включая расходы на оплату медицинских услуг и лекарств). То есть те, кто платит за образование (свое или детей) или за лечение, смогут уменьшать свой подлежащий налогообложению доход на сумму расходов, правда, не более чем по 25 тыс. рублей в год на то и на другое.