Введение:
Управление запасами – одна из важнейших сфер деятельности в хозяйственной деятельности любого предприятия, и имеет исключительное стратегическое значение в деятельности торговых предприятий. Изучением эффективного управления запасами за-нимается наука – логистика.
Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движе-ния материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их пер-вичного источника до конечного потребителя. Логистика, имея целью, повышение эф-фективности функционирования организаций и экономики в целом, занимается управ-лением потоками материальных ресурсов.
Усложнение производства и обострение конкуренции в 1980 – 90-х годах на Запа-де потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а так-же активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы.
В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенно-го и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы предприятия, повышению его рыночной доли и получению пре-имуществ перед конкурентами. Ибо, как показала практика, недоучет тесной связи кон-цепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стиму-лом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее.
В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рен-табельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.
В подавляющем большинстве российских предприятий, да и на предприятиях со смешанным капиталом, логистику чаше всего воспринимают утилитарно, как некото-рый набор функций, привычных для любой компании:
- транспортировка;
- складирование;
- грузопереработка;
- таможенная очистка;
- страхование грузов.
Сам термин «логистика» для обозначения этих функций — это, скорее, дань за-падной моде, красиво и непонятно звучащее слово, привычное для менеджеров зару-бежных компаний. На фоне значительного роста интереса к логистике, как со стороны фирм, так и отдельных правительственных институтов объективно существует и недос-таточное восприятие ее в целом в обществе.
Для большинства образованного населения логистика все еще представляется чем-то загадочным, как в свое время генетика или кибернетика. К сожалению, многие высшие руководители компаний и чиновники различного ранга весьма смутно представляют себе потенциальные возможности логистики в плане улучшения бизнеса, повышения конкурентоспособности российских фирм, решения макроэкономических и социальных задач. Катастрофически не хватает дипломированных специалистов по логистике, а так-же популярных изданий, раскрывающих содержание логистики в целом и отдельных ее функциональных областей. Явно недостаточна роль средств массовой информации в популяризации логистики, хотя хорошо известно: чтобы получить качественно новый ре-зультат, идея должна овладеть массами.
Глава 5:
Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законо-дательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных право-отношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взы-скания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основа-ния и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Россий-ской Федерации (преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 20 августа 2004 № 120-ФЗ, дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 27 декабря 2005 № 197-ФЗ). Бюджетный кодекс РФ зако-нодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.
Основополагающим документом, определяющим порядок закупки товаров, работ и услуг на основе государственного контракта в сфере здравоохранения, явля-ется Федеральный закон РФ от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муни-ципальных нужд». Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2006г. До этого времени применялся Федеральный закон от 6 мая 1999 № 97-ФЗ «О кон-курсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание ус-луг для государственных нужд». Федеральный закон № 97-ФЗ применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону № 94-ФЗ.
Рекомендация по изменению спецификации к договору поставки № 568 от 30.12.05 не противоречит Бюджетному кодексу № 197 , настоящему Федеральному закону № 94-ФЗ, приложению № 3 к приказу № 122 Минздравмедпрома России от 6 мая 1995 года «О мерах по улучшению деятельности госпиталей для ветеранов войн». В приложении № 3 к приказу № 122 отражена среднесуточная норма продук-тов питания для больных, находящихся на лечении в госпиталях для ветеранов войн. При изменении спецификации среднесуточные нормы мяса, колбасы и кондитер-ских изделий остаются прежними. Рекомендация по изменению спецификации к до-говору поставки позволит расширить ассортимент предлагаемых продуктов пита-ния. Стоимость продуктов питания в рекомендованной спецификации меньшие сто-имости получаемых продуктов питания по спецификации к договору поставки № 568 от 30.12.05. Внедрение от рекомендации позволит сэкономить бюджетные сред-ства в размере 69458,69 руб.
Рекомендация поставщику ОГУП «Средняя Волга» о закупке картофеля для нужд госпиталя ветеранов войн у ООО «Чеботаевка» не противоречит договору по-ставки, так как поставщиком в данном случае выступает ОГУП «Средняя Волга». Данная рекомендация не вступает в противоречие с Бюджетным кодексом РФ, так как поставщик ОГУП «Средняя Волга» производит поставку продуктов питания для нужд здравоохранения Ульяновской области в результате победы в открытом кон-курсе. Конкурс проводил Департамент здравоохранения и фармации Ульяновской области в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом № 97 в декабре 2005 года. Результатом проведения конкурса стал Государственный кон-тракт на поставку продуктов питания для нужд учреждений здравоохранения Улья-новской области.
Из всего выше сказанного логически вытекает вывод – все предложенные ре-комендации не противоречат Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, Бюджет-ному кодексу РФ и другим нормативно-правовым актам РФ.
Заключение:
Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Взя-тое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному по-требителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается произ-водственной обработке. Продвигаясь по материалопроводящей цепи, сырье (а впо-следствии полуфабрикат и готовый продукт) периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логистическую операцию.
Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сы-рья в изделия народного потребления и продвижение этих изделий, работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически све-сти к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя. Поэто-му необходимо создание запасов.
Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Однако отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли, появлению многих проблем, свя-занных с управлением запасами.
Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов [9,с.280-281].
Основное назначение запасов заключается в том, чтобы ослабить зависимость между поставщиком, производителем и потребителем.
Запас – обязательный элемент любой экономической системы, сглаживающий неравномерность производства, обмена, распределения и потребления, материаль-ных благ.
Управление запасами является основной составляющей логистического ме-неджмента. Исследованию экономической сущности запасов посвящено огромное количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Управление запа-сами – это процесс прогнозирования, нормирования, планирования, организации, контроля, стимулирования и регулирования сроков и объемов выполнения заказов на восполнение нормы запасов в логистической системе «закупки – производство – определение» [24,с.89-91].
Проблема управления запасами, основные понятия и товарная политика предприятий представляет собой проблему, общую для предприятий и организаций любого сектора системы хозяйствования. Товарная политика формирует запасы то-варов на предприятиях, а логистика рассматривает политику предприятия в области управления запасами.
Задачей товарно-материальных запасов является обеспечение предприятия любой формы собственности необходимыми материальными ресурсами с целью обеспечения нормального процесса работы.