Введение:
С момента зарождения человечества сразу возникла необходимость передачи накопленного опыта последующим поколениям. Единственный выход, который удалось найти человеку – это организация целенаправленного процесса обучения, который осуществляется в образовательных учреждениях. Российское государство в Законе «Об образовании» провозгласило сферу образования приоритетной, подчеркнув тем самым роль образования в обеспечении нормального функционирования общества и государства. Для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны особую значимость приобретает высшее образование.
Важнейшим направлением современной государственной политики в сфере науки и технологий является интеграция высшего образования, науки и наукоемкого производства с целью приоритетного развития научных исследований и инновационных разработок, ориентированных на становление экономики и общества, основанных на знаниях. В связи с этим первоочередными проблемами, на решение которых должна быть направлена совместная деятельность высшей школы, академической и отраслевой науки, становятся проблемы воспроизводства кадрового потенциала науки и высшей школы, сохранение преемственности поколений, совершенствование системы подготовки и аттестации специалистов высшей квалификации.
Подготовка специалистов высшей квалификации по праву признается одной из наиболее развитых и авторитетных областей российской образовательной системы. Необходимость преобразований в существующей многоступенной структуре, прежде всего, обусловлена особенностями социально-экономического этапа развития страны, характеризующегося тем, что отечественная высшая школа претерпевает существенные изменения, затрагивающие все структурно-содержательные компоненты образования.
Институциональной формой подготовки профессиональных кадров высшей квалификации, принятой в стране, выступают аспирантура (адъюнктура) и докторантура, создаваемые на базе высших учебных заведений и ведущих научных организаций, а также проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий и организаций, ведущих научные исследования.
Целью дипломной работы стоит выяснить, каким образом регулируются отношения в определенной сфере деятельности высшей школы: подбор, организация, оплата труда педагогических работников, их время отдыха, а также повышение квалификации кадров.
Глава 2:
Что же касается соотношения аморального проступка и грубого нарушения педагогом устава образовательного учреждения, то нарушение правил последнего не всегда может выражаться в аморальном поведении. Безусловно, грубость в отношении обучающихся либо воспитанников должна быть признана и грубым нарушением устава, и аморальным проступком, в то время как невыполнение определенных требований, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка (например, регулярные опоздания педагога без уважительных причин к началу занятий), не нарушает норм общественной нравственности, являясь при этом грубым нарушением устава образовательного учреждения.
Вопрос о том, является ли нарушение устава образовательного учреждения грубым, решается руководителем этого учреждения самостоятельно в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Факт грубого нарушения устава образовательного учреждения должен быть подтвержден соответствующими документами (актами, объяснительными или докладными записками, представлениями и (или) показаниями свидетелей).
При решении вопроса о том, какие же именно действия работника могут быть признаны грубым нарушением устава образовательного учреждения, на практике возникают значительные трудности.
Помимо общих оснований трудовой договор может быть прекращен в следующих случаях:
- повторного в течение одного года грубого нарушения устава образовательного учреждения;
- применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
- достижение ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института), государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования возраста шестидесяти пяти лет (увольнение ректора, проректора, декана факультета, руководителя филиала, государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования допускается, когда невозможно перевести указанных научно-педагогических работников на другие должности, соответствующие квалификации или они не выразили согласия на такой перевод).
Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюзного комитета. Согласие профсоюзного комитета обязательно во всех случаях увольнения по инициативе администрации, за исключением случаев признания преподавателя несоответствующим занимаемой должности в связи с недостаточной квалификацией, препятствующей продолжению педагогической работы, а также неизбрания по конкурсу на новый срок работы. Следует отметить, что согласие профсоюзного комитета не требуется при увольнении в связи с истечением срока избрания.
Расторжение трудового договора (контракта) с преподавателем в связи с сокращением штата (отсутствием или сокращением учебной нагрузки) производится после окончания учебного года с соблюдением действующего законодательства. Работники Университета, в том числе профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники, имеют право досрочно расторгнуть срочный трудовой договор (контракт), предупредив администрацию письменно за 2 недели. По договоренности с администраций трудовой договор может быть расторгнут досрочно.
Днем увольнения считается последний день работы.
Заключение:
В дипломной работе рассмотрена тема «Особенности регулирования труда педагогических работников». Как говорилось ранее Закон Российской Федерации «Об образовании» провозгласил сферу образования приоритетной.
В ходе изучения темы мы выяснили, что трудовые отношения в области образования имеют ряд характерных особенностей, которые значительно отличаются от общеустановленных, что законодательством установлен не только образовательный ценз, но и ограничения для занятия педагогической деятельностью. Перед обычным приемом на работу преобладает конкурсный порядок замещения должностей, который обусловлен повышенными требованиями и особой ответственностью, предъявляемыми к их трудовой деятельности. Право выбора принадлежит не единолично руководителю, а коллегиальному органу – ученому совету, что в значительной мере демократизирует порядок замещения должностей. В основу конкурсного подбора заложена идея свободного научного соревнования, творческой состязательности претендентов на должность в равных для всех условиях.
До принятия нового Трудового кодекса Российской Федерации 2001г. отмечалось, что реформирование системы образования трудно представить без коренных преобразований в организации и правовом регулировании труда работников этой сферы. Так как действующие в то время нормативные акты весьма противоречивы и не способствовали снижению намечавшегося в то время роста конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях. К примеру, некоторые вопросы, связанные с нормированием труда удалось решить после принятия Правительством Российской Федерации постановления от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Хотя использование и учет всего рабочего времени работников сферы образования с трудом поддаются регламентации. Так как исследования по изучению рабочего времени педагогических работников показывают, что большая часть работников продолжает свой рабочий день в свободное от работы время. Действующая система нормирования труда не получила своего логического завершения.
Видимо, учитывая эти особенности, законодатель выделил регулирование труда педагогических работников в отдельную главу Трудового кодекса.
Необходимо особо подчеркнуть, что государство должно стремиться к существенному повышению престижа профессии преподавателя учебного заведения, особенно высшего профессионального образования, и к коренному улучшению материального положения педагогических работников. Пока же, несмотря на принимаемые в этом направлении меры (в частности, учителям разрешена работа по совместительству по аналогичной специальности или должности, как по месту основной работы, так и в других организациях заработная плата значительной части педагогических работников остается крайне низкой. В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений. Высшие учебные заведения используют новые возможности, связанные с рыночными отношениями. Возросла доля внебюджетных источников в общем объеме средств вузов. Расширяется оказание платных образовательных услуг, создаются научно-технологические парки и инновационные центры, укрепляется их связь с малым передним предпринимательством, ориентированным на наукоемкое производство.