Введение:
Исполнительное производство – это механизм, без которого нельзя считать восстановленным нарушенную законность, права и интересы различных субъектов. Недостаточно вынести решение суда, другого органа – важно исполнить предписания, содержащиеся в соответствующих документах. Поэтому от проработанности правового механизма исполнительного производства и от квалифицированности судебных приставов – исполнителей зависит эффективность исполнения актов различных органов. За годы экономических и политических реформ в Российской Федерации создана большая правовая база, регулирующая систему новых экономических и социальных отношений. Вместе с тем по мере роста числа законов и иных правовых актов все более и более на первый план стала выходить проблема реализации нового законодательства. В обществе появилось понимание того вопроса, что исполнение представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию поведения человека. Если предписания правовых норм не реализуются в действиях участников гражданского оборота и публично-правовых отношений, то такое право, по сути дела, не является действующим и существующим. Не разработанность и несовершенство процедур принудительного исполнения правовых норм, в том числе подтвержденных в актах органов судебной власти и иных юрисдикционных органов, крайне дорого обходится обществу и влияет на экономическую ситуацию в стране. Отсутствие возможностей принудительного исполнения приводит к ситуации, когда в отношении гражданского оборота выгодней быть должником, нежели кредитором, снижается уровень конкуренции и возможности выбора партнеров в экономическом обороте. В конечном счете, все это снижает эффективность экономики и побуждает в ряде случаев к использованию неправовых способов взыскания долгов и понуждения к исполнению обязательств, приводит к криминализации отношений гражданского оборота. Кроме того, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.
Система органов принудительного исполнения по своему социальному назначению и месту в системе органов государственной власти Российской Федерации призвана обеспечить реализацию правовых норм с помощью мер правового принуждения в действиях участников правовых отношений. Развитие Службы судебных приставов в современных условиях является одной из главных задач, напрямую влияющей на ход и темпы проведения в нашей стране судебной реформы, совершенствование законодательства, прежде всего гражданского, на инвестиционную привлекательность российской экономики. Именно Служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего невозможно решение значительной части экономических проблем современной России.
Глава 2:
Можно использовать и разъяснения ФКЦБ России на этот счет, в частности распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 5 октября 1998 г. 1087-р «0б утверждении порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже или через организатора торговли на рынке ценных бумаг, и установлении предельной границы колебаний рыночной цены». Рыночная цена эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению через организатора торговли, рассчитывается следующим образом. В случае, если в течение торгового дня на дату расчета рыночной цены по ценной бумаге было совершено десять и более сделок через организатора торговли, то рыночная цена рассчитывается как средневзвешенная цена (курс) одной ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли. В случае, если в течение торгового дня по ценной бумаге на дату расчета рыночной цены было совершено менее десяти сделок через организатора торговли (в том числе отсутствие сделок), то рыночная цена рассчитывается как средневзвешенная цена (курс) одной ценной бумаги по последним десяти сделкам, совершенным в течение последних 90 торговых дней через организатора торговли. В случае, если по ценной бумаге в течение последних 90 торговых дней через организатора торговли было совершено мене десяти сделок то рыночная цена не рассчитывается. Если по одной и той же ценной бумаге на дату расчета рыночной цены сделки совершались через двух или более организаторов торгов, то предприятие, организация вправе самостоятельно выбрать организатора торговли для расчета рыночной цены с целью определения финансового результата от реализации (выбытия) ценных бумаг.
Порядок продажи ценных бумаг прямо не урегулирован в Федеральном законе Российской Федерации «Об исполнительном производстве». Реализация акций акционерных обществ, конфискованных или арестованных (на основании судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество), осуществляется исключительно РФФИ и его территориальными отделениями [17].
При этом следует различать порядок реализации акций открытых и закрытых акционерных обществ. Акции открытых акционерных обществ целесообразно реализовать с торгов [2]. Покупателем акций будет признано лицо, которое предложит наивысшую цену за выставленные на продажу акции. Возможна реализация акций открытых акционерных обществ путем их продажи через организатора торговли на рынке ценных бумаг (фондовую биржу или внебиржевую торговую систему), поскольку в основе биржевой и иной организованной торговли на рынке ценных бумаг используется механизм открытых аукционных торгов. Указанный порядок реализации акций наиболее предпочтителен для продажи крупных пакетов акций уже допущенных к обращению на одной или нескольких фондовых биржах и других организаторов торговли. При реализация акций закрытого акционерного общества необходимо учитывать, что его акционеры имеют преимущественное право покупки акций [2; 9].
Судебный пристав-исполнитель обязан направить заказным письмом каждому акционеру такого закрытого акционерного общества предложение о покупке арестованных акций. Если акционер изъявляет желание их купить то судебный пристав-исполнитель в таком случае должен организовать такую продажу, также через специализированную организацию. Если продажа в порядке принудительного исполнения акций в закрытом акционерном обществе будет осуществлена без соблюдения права преимущественной покупки других акционеров, то такие сделки будут оспоримы.
Порядок юридического оформления продажи ценных бумаг и перерегистрации прав на нового собственника в ходе исполнительного производства специально в действующем законодательстве не оговаривается. Следовательно, он должен подчиняться общим требованиям законодательства, регламентирующего порядок совершения сделок с ценными бумагами. Особенностью такого рода сделок является то, что переход прав собственности на ценные бумаги в системе ведения реестра осуществляется не по передаточному распоряжению зарегистрированного лица, а на основании решения суда.
Регистратор вносит запись о переходе прав собственности по представлении ему копии решения суда, вступившего в законную силу, и исполнительного листа. данный пункт применим только в случае, когда в решении суда содержится конкретное предписание о передаче определенных ценных бумаг от должника к взыскателю (например, в случае признания сделки с ценными бумагами недействительной) [22]. Однако на практике часто встречаются такие ситуации, когда обращение взыскания на ценные бумаги не связано с их передачей конкретном лицу, а является лишь способом получения денежных средств, для возмещения убытков. В подобной ситуации продажа ценных бумаг осуществляется с целью получения необходимых денежных сумм для выплаты их взыскателю. В этом случае предъявления регистратору решения суда и исполнительного листа будет недостаточно для фиксации перехода прав собственности на ценные бумаги на нового приобретателя, поскольку данные документы сами по себе не подтверждают факт приобретения ценных бумаг конкретным лицом в рамках исполнительного производства.
Заключение:
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» действует более 6 лет. Его принятие позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. В процессе его разработки необходимо было прежде всего восполнить пробелы в законодательстве, определяющем правила обращения взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций-должников, а также устранить противоречия, возникшие, в частности, между нормами гражданско-процессуального и гражданского законодательства. Кроме того, важно было создать правовые предпосылки для реального своевременного исполнения решений судов, актов других органов и тем самым поднять их эффективность и авторитет в обществе, а также повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам. Реализация этих задач потребовала создания новых органов принудительного исполнения с соответствующими полномочиями. Поэтому одновременно был принят Федеральный закон «О судебных приставах», который определяет правовую основу их деятельности. Его положения позволяют надежно обеспечить реализацию на практике Федерального закона «Об исполнительном производстве». Наряду с этим введены новые правила, касающиеся возбуждения исполнительного производства и требований, предъявляемых к исполнительному документу. Впервые в Закон включены общие нормы о сроках совершения исполнительных действий, о последствиях прекращения исполнительного производства, а также новая глава, в которой определен круг лиц, участвующих в исполнительном производстве, и их правовое положение, регламентированы основания применения мер исполнительного производства. Закон содержит и другие институты и правовые нормы, значительно укрепляющие права сторон в исполнительном производстве. Вместе с тем нельзя сказать о том, что в действующем законодательстве имеются пробелы и недочеты требующие как корректировки, так и дополнительного правоприменительного толкования.
Предлагаемые в Законе сроки часто невозможно соблюсти. Только реализация арестованного имущества в соответствии со ст. 54 составляет два месяца, в то время как на все исполнительное производство отводятся те же два месяца (ст.13), в которые входят три дня для возбуждения исполнительного производства, пять дней для добровольного исполнения (ст. 9) и т.д. В силу п. 4 ст. 9 Закона копия постановления о возбуждении исполнительного производства должна направляться взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, в то время как других статьях говорится о вручении должнику постановления о возбуждении исполнительного производства. Например, согласно п.1 ст. 51 Закона арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства. В связи с тем, что направление расценивается как отправление по почте, арест имущества, взыскание исполнительного сбора и т.д. может быть успешно обжаловано в суде.
Особенно много вопросов возникает с оценочной деятельностью судебных приставов-исполнителей, особенно относительно того, на каком этапе, кем и как должна производится оценка.
На практике существует следующие этапы: арест имущества, изъятие арестованного имущества, передача имущества на реализацию и непосредственно реализация имущества. В п. 6 ст. 46 Закона указано, что взыскание на имущество должника обращается в том размере и объеме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа. То есть уже на первом этапе необходимо каким-то образом оценить имущество. Согласно ст. 52 Закона, оценку должен производить судебный пристав-исполнитель.