Введение:
За последние годы принято множество прогрессивных законодательных актов, создающих правовую основу для новых экономических отношений в России. Однако само по себе число законов не является самоцелью, поскольку право, не обеспеченное возможностью принудительного исполнения, превра-щается в фикцию. Исполнение – важнейший участок правовой практики, отра-жающий эффективность всего механизма правового регулирования и способ-ность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не реа-лизованное в действиях его субъектов, хотя и подтверждённое судебным или иным актом органа гражданской юрисдикции, является, по сути дела, несуще-ствующим, и подобная фактическая ситуация не может считаться нормальной.
Данный участок правовой действительности, связанный с принудитель-ной реализацией актов органов гражданской юрисдикции (включая судебные органы) регулируется нормами исполнительного производства. Неразработан-ность или незавершённость исполнительных процедур крайне дорого обходит-ся как отдельным субъектам, так и обществу в целом. В конечном счёте, остав-ление без решения ряда существенных вопросов исполнительного производства приводит к незащищённости прав собственников, инвесторов, других заинтере-сованных лиц. Тем самым создаётся ситуация, когда выгоднее быть должни-ком, чем кредитором, ввиду невозможности для кредитора обеспечить прину-дительное осуществление своих прав. Всё это вынуждает взыскателей прибе-гать к неправовым способам разрешения конфликтов с должниками, обращать-ся к нелегальным способам решения проблем, что приводит к криминализации сферы частного права.
Проблема исполнения судебных и иных актов гражданской юрисдикции приобретает особую значимость в связи с вопросом более широкого характера об исполнении законов в целом и как их частного случая – принудительного исполнения судебных актов. Оптимальным вариантом должно быть доброволь-ное исполнение соответствующего решения обязанными субъектами через оп-ределённую систему действий либо путём воздержания от их совершения. Од-нако в случае отказа от добровольного исполнения должен среагировать такой юридический механизм, который обеспечил бы принудительную реализацию с неотвратимостью наступления именно такого варианта поведения, который оп-ределён в решении. Равным образом система норм исполнительного производ-ства должна обеспечивать наступление неблагоприятных последствий для обя-занного субъекта при неисполнении им акта гражданской юрисдикции.
Глава 2:
Исполнение решений о вселении взыскателя (как гражданина, так и орга-низации) производится в принудительном порядке судебным приставом-исполнителем. В случае воспрепятствования должником исполнению исполни-тельное производство осуществляется с участием понятых, а в необходимых случаях - органов внутренних дел. Результатом исполнения решения о вселении должно быть обеспечение условий для повседневного беспрепятственного пользования соответствующим помещением взыскателем и его проживания (пребывания) в нем. Исполнение исполнительного документа о вселении оформляется судебным приставом-исполнителем актом о вселении.
Исполнительное производство по исполненному документу может быть в дальнейшем возобновлено, если после составления акта о вселении взыскателя должник вновь препятствует проживанию (пребыванию) взыскателя. В таком случае вторично обращаться с иском в суд о вселении нет необходимости, по-скольку повторное вселение производится в рамках уже начатого ранее испол-нительного производства. Если же проживанию (вселению) должника препят-ствует лицо, которое не является согласно исполнительному листу должником, то исполнительное производство не может быть возобновлено. Вопрос о вселе-нии в таком случае решается в судебном порядке.
Исполнение исполнительного документа о выселении должника осущест-вляется судебным приставом-исполнителем принудительно. Судебный при-став-исполнитель официально извещает должника о дне и времени принуди-тельного выселения. Отсутствие должника, извещенного о дне выселения, не является препятствием для исполнения исполнительного документа. Выселение состоит из освобождения помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого (выселяемых), его (их) имущества, домашних животных и за-прещения выселяемому (выселяемым) пользоваться освобожденным помеще-нием. Выселение производится в присутствии понятых, в необходимых случаях - при содействии органов внутренних дел с обязательной описью имущества, производимой судебным приставом-исполнителем. Судебный пристав-исполнитель в необходимых случаях обеспечивает хранение имущества долж-ника с возложением на него понесенных расходов. Хранение имущества долж-ника осуществляется в срок, не превышающий трех лет, по истечении которого указанное имущество реализуется в порядке, установленном для реализации бесхозяйного имущества. Средства от реализации имущества должника на-правляются в федеральный бюджет. Результаты исполнения о выселении долж-ника оформляются судебным приставом-исполнителем актом о выселении.
Заключение:
В заключение отметим, что Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» являются значительным шагом впе-рёд в развитии исполнительного законодательства и становлении гражданского исполнительного права. Постепенное их совершенствование с учётом юридиче-ской практики, прежде всего судебной, позволит разрешить поставленные здесь и многие другие вопросы, более полно защищать права и интересы участников гражданского оборота, гарантируя их юридическую безопасность.
Кроме того, необходимо учитывать следующее. Российское право, вклю-чая исполнительское законодательство, бессильно решить проблемы, которые носят в основном экономический характер и порождены дефектами экономиче-ского и политического механизма власти в государстве. Поэтому, с одной сто-роны, не следует ожидать, что новые правовые решения дадут какой-либо су-щественный результат без улучшения общей экономической ситуации, дости-жения политической стабильности, до тех пор, пока крупнейший должник в со-временном гражданском обороте – само российское государство, не исполнит принятые на себя обязательства либо прекратит брать на себя то, что не в со-стоянии выполнить. С другой стороны, задачи системы исполнения – обеспечи-вать неотвратимость имущественной и иной ответственности должника в граж-данском обороте, без которой невозможно решение значительной части эконо-мических проблем современной России. Разработанные в 1991 году и приня-тые в 1997 году Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» создали необходимые правовые предпосылки для станов-ления и функционирования самостоятельной службы, но изменившиеся усло-вия и обновленное за истекшее время законодательство РФ требуют внесения дополнений, изменений и корректировки ряда норм указанных Федеральных законов.