Введение:
Успешная реализация задач, стоящих перед медицинскими учреждениями, в огромной степени определяется состоянием экономики, которое в последнее время претерпело существенное изменение. Новые условия хозяйствования, введение медицинского страхования, ухудшение финансирования привели к повышению значимости экономической стороны деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Традиционно недостаточное внимание, уделявшееся ранее экономике здравоохранения, негативно сказалось на разработанности методик планирова-ния, в том числе и финансового, методов финансирования и его источников в деятельности медицинских учреждений сегодня. Да и нынешний процесс со-вершенствования нормативной базы здравоохранения менее всего затрагивает экономическую сферу и особенно в части оказания платных медицинских ус-луг. Медицинские учреждения испытывают острый недостаток методических материалов по различным вопросам экономической деятельности.
Проблема усугубляется тем, что при переходе на обязательное медицин-ское страхование (ОМС) ослабляется контроль за рациональным использовани-ем средств со стороны органов управления. Контроль же со стороны страховых организаций, территориального фонда и других структур ОМС находится лишь на стадии становления. В результате наблюдается большой разброс в подходах к использованию средств медицинских учреждений - от жесткого ограничения до расточительства и злоупотреблений.
При традиционном бюджетном финансировании, обеспечивающем гаран-тированность поступления средств, финансовое планирование больницы просто не имело смысла. В нынешней же ситуации, когда медицинские учреждения вынуждены искать свою нишу на рынке медицинских услуг, обеспечивать себе дополнительные источники поступления финансовых средств, данное направ-ление выходит на передний план, поскольку от этого зависит их выживание, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования данной работы является Республиканская клини-ческая инфекционная больница (РКИБ). Переход здравоохранения на новые условия хозяйствования поставил перед ней сложные экономические пробле-мы. Нестабильность поступления бюджетных ассигнований, поиск новых ис-точников финансирования, введение страховой медицины и платных медицин-ских услуг во многом изменило использование и распределение финансовых ресурсов больницы. Все это требует совершенно новых подходов и знаний, прежде всего администрации больницы, бухгалтерии, экономической службы, отдела кадров. Как известно, система управления и организация работы осно-вываются на юридических, экономических, организационных, технологических и других аспектах. Однако, в переходный период они стали существенно ме-няться от ставших привычными в бюджетной сфере отношений. Без преувели-чения можно сказать, что неизменным остается только сам лечебно-диагностический процесс.
Глава 3:
В работе может быть использован индивидуальный бригадный метод ор-ганизации и оплаты труда. Платные медицинские услуги населению оказыва-ются сотрудниками учреждения в свободное от основной работы время или за счет увеличения интенсивности труда, время оказания платных медицинских услуг должно быть отражено в приказе главного врача об организации платных услуг. При предоставлении платных услуг в рабочее время за счет увеличения интенсивности труда не должны ухудшаться доступность и качество бесплат-ной медицинской помощи населению и не должен нарушаться режим работы учреждения.
Если сроки оказания платных медицинских услуг можно запланировать заранее и объемы, таких оказываемых платных услуг, стабильны, то возможно составление штатного расписания на оказание платных медицинских услуг в соответствии со штатными нормативами, нагрузками и объемами выполненных работ предшествующего периода. В данном случае с исполнителями работ ад-министрация заключает трудовые договоры при наличии заявлений специали-стов.
Предоставление платных медицинских услуг населению осуществляется на основании договора, заключенного лечебным учреждением с гражданами или юридическими лицами в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, и (или) квитанции, кассовою чека. Договор регламентирует условия и сроки по-лучения медицинской услуги, порядок расчетов, обязанности и ответственность сторон.
Оплата оказываемых услуг производится в учреждении с примене-нием контрольно-кассовых машин. При расчетах с населением без при-менения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать квитанции по форме, приведенной в приложении 3, которые яв-ляются бланком строгой отчетности ф.16-00-30-35. Квитанции заполняются трех экземплярах. Прием наличных денег осуществляется материально-ответственным лицом, назначенным приказом главного врача, с обязательным указанием сроков сдачи принятых денежных средств в кассу бухгалтерии и в госбанк. Цены на платные медицинские услуги формируются в учреждении в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и на основании методики формирования цен, утвержденной МЗ УР.
Средства, полученные от платных услуг, являются внебюджетными, по-ступают в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются согласно сметам по внебюджетным средствам для достижения целей, предусмотренных Уставом учреждения. Так, в РКИБ средства, полученные от платных услуг рас-ходуются в следующих направлениях:
Заключение:
В последние годы в здравоохранении РФ произошли весьма существенные изменения, в первую очередь, в объемах финансирования и внедрения страхо-вой медицины. Страховая медицина позволила сократить объем затрат, но это-го недостаточно, чтобы покрывать расходы.
РКИБ - одно из немногих медицинских учреждений города Ижевска, ко-торые на сегодняшний день имеют стабильное финансовое положение. Самый большой кредитор - республиканский бюджет, территориальный ФОМС опла-чивает по конечному результату регулярно и полностью. При выполнении пла-новых показателей медицинского учреждения невозможно выбрать все средст-ва, выделяемые для его финансирования через страховые организации. Для оценки результатов финансовой деятельности медицинских учреждений в ус-ловиях ОМС важно знать не только размер реально полученных средств за ока-занные услуги по выставленным счетам, но и сколько медицинские учреждения могли бы зарабатывать.
Поэтому перспективной, на мой взгляд, является система, сочетающая фи-нансирование:
за счет ФОМС (большая часть ресурсов) - целевого источника, направляе-мого на оплату принятых и пролеченных больных со страховым полисом;
за счет средств республиканского бюджета, направляемых в основном на выполнение общегосударственных целевых программ в области здраво-охранения, выполнение которых будет обязательно для медицинских уч-реждении, и учитывать интересы социально незащищенных слоев населе-ния;
за счет платежей предприятий, размер которых должен будет дифференци-роваться в зависимости от уровня заболеваемости работающих и влияние предприятия на условия проживания населения и окружающую среду;
за счет развития платных услуг в здравоохранении. Для этого нужна зако-нодательная и нормативная база на уровне Федерации, чтобы данный вид услуг был официально признан, так как в настоящее время закона о плат-ной медицине нет.
Финансовое планирование среди медицинских учреждений, как вид пла-новой работы, помогающий правильно и корректно составлять сметы на год, является новым и пока еще мало освоенным. Данное положение дел обуславли-вается тем, что нет специальной литературы, нет нормативной базы широкого распространения. Администрация больниц не видит существенной экономиче-ской выгоды финансового планирования в новых условиях хозяйствования, не требует проведения должного экономического анализа. Одним из важнейших принципов экономического анализа деятельности медицинских учреждений является его логическая последовательность – переход от анализа результатов финансовой деятельности учреждения к обусловившим их причинам; от анали-за деятельности учреждения в целом к анализу деятельности отдельных под-разделений и т.д.