Введение:
Переход России к рыночной экономике обусловил создание нового хозяй-ственного механизма, ориентированного на потребителя. Расширилась и укре-пилась сфера действия товарно-денежных отношений. Процессы формирования многоукладного хозяйства на основе различных форм собственности, станов-ления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма ко-ренным образом изменили экономическую, информационную и правовую сре-ду функционирования промышленных предприятий, которые получили само-стоятельность в управлении и ведения хозяйства, право распоряжаться ресур-сами и результатами труда.
В настоящее время благополучие и успех любого промышленного пред-приятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность. Она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствова-ние, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.
Организация хозяйственных связей с поставщиками сырья и комплектую-щих занимает особое место среди инструментов экономической деятельности промышленного предприятия, так как эта система представляет совокупность форм и методов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, вы-раженная в основной деятельности по формированию ассортимента продукции.
Организация снабжения и управление им с целью достижения высокой экономической эффективности работы промышленного предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщи-ками сырья и материалов, которые способствуют планомерному развитию эко-номики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Поэтому на каждом промышленном предприятии должна проводиться работа по изучению и под-держанию хозяйственных связей с поставщиками.
В данной работе освещены актуальные вопросы организации материально-технического снабжения крупного промышленного предприятия дочернего от-крытого акционерного общества (ДОАО) «Ижмаш-авто».
В работе раскрываются организационно-правовая форма предприятия. Проанализированы поставщики предприятия (мощность, размер организации поставщиков, их месторасположение). Показан порядок заключения договоров с поставщиками, проведен анализ их выполнения, описана имущественная от-ветственность за нарушение договорных обязательств, а также показана орга-низация доставки сырья и материалов (объем поставок, ассортимент, частота завоза).
Глава 3:
Типовой проект договора, который показан в приложении, оформляется в том случае, если поставщика устраивает редакция договора. В ином случае по-ставщик либо составляет «Протокол разногласий» (см. приложение 5), либо предоставляет свой проект договора. В этом случае экономист МТС обязатель-но обращается в юридический отдел (который находится в другом корпусе ав-тозавода), тратя на это много времени. Юристы изучают проект договора по-ставщика, либо «Протокол разногласий» к типовому договору автозавода. В лучшем случае редакция остается первоначальная или на договор поставщика составляется «Протокол разногласий». Для оперативности экономисты МТС составляют протоколы сами. Т.е. экономист МТС должен знать так же и право.
Было бы гораздо удобнее, на наш взгляд, если бы в отделе МТС было юри-дическое бюро, которое занималось бы исключительно договорами. Достаточно бы было в таком бюро трех человек. Чтобы каждый из них занимался опреде-ленной группой договоров (1- РТИ и пластмассы; 2- химия, цветные металлы; 3- вспомогательные материалы, кабельная продукция, литейные заготовки). За-дачами такого бюро являлось бы: оформление договоров, правовой анализ его содержания. Работники этого бюро собирали бы подписи руководителей под-разделений, которые указаны в договоре. Они могли бы заниматься заключени-ем договоров, не отвлекаясь на другие дела, которыми занимается экономист МТС. Деятельность такого бюро повысит оперативность при поставке материа-ла. Если материал поставляется на автозавод без договора поставки (могла быть устная договоренность), экономист МТС лишается премии. Так как все службы, указанные в договоре находятся в другом корпусе по отношению к ОМТС, эко-номисты теряют много времени, занимаясь сбором подписей. Как правило, ко-гда экономиста ОМТС нет на месте, он занят оформлением договора. Сложно, когда отправлены машины за материалами, экономисту нужно проследить при-бытие машины, ее погрузку, отправку; узнать, сколько фактически погрузили материала. Бывают случаи, когда требуется отправить дополнительную заявку. Если экономиста нет на месте, то задерживается отправление такой заявки, сле-довательно, задерживается и погрузка.
Часто этап «Заключение договоров» и «Перечисление денежных средств» ведутся одновременно. Это позволяет сократить время на оформление доку-ментов. Чтобы перечислить денежные средства на расчетный счет поставщика, необходимо запросить счет (см. приложение 6), в котором будут указаны пла-тежные реквизиты поставщика, количество необходимого материала, его стои-мость. На основании такого счета (он может быть выслан по факсу) составляет-ся служебная записка (см. приложение 7). В служебной записке обязательно указывается остаток материала, на который мы запросили счет. Обязательно нужно подсчитать, на сколько автомобилей рассчитан этот остаток (на складе). Чаще всего пишут остаток 0,0 (ноль), если на складе нет материала. Но для себя экономист должен знать, какое количество материала осталось в цехе. Это по-может ему осуществить поставку в срок. Для того, чтобы улучшить деятель-ность ОМТС на этом этапе, нужно каждый день по всем программным мате-риалам снимать остатки. Тогда служебная записка будет написана вовремя, и денежные средства будут перечислены своевременно. Служебную записку с приложенным счетом начальник ОМТС предоставляет на подпись Коммерче-скому директору. Каждый день в отделе МТС оформляются служебные запис-ки, и каждый день Коммерческий директор проводит «оперативку», где реша-ется за какие материалы в первую очередь нужно перечислить денежные сред-ства. Плательщики ДОАО «Ижмаш-авто» - «Техинвест» (г.Самара), «Авто-шанс» (г. Ижевск).
Заключение:
Отдел материально-технического снабжения ДОАО «Ижмаш-авто» осуще-ствляет процесс получения и доставки предприятию материальных ресурсов в сроки и в количествах, обеспечивающих бесперебойное производство.
Проанализировав деятельность материально-технического снабжения, можно с уверенностью сказать, что экономисты ОМТС выполняют огромный объем работы. Анализ показывает, что за последние два года не был остановлен конвейер по вине экономистов МТС. Это говорит об эффективности их дея-тельности.
Главной целью материально-технического снабжения является снижение себестоимости автомобиля. Как показывает анализ, с ноября 2003 года по ап-рель 2004 года наблюдается рост себестоимости. Для ее снижения в дипломной работе предложен метод «альтернативных поставщиков», а также поиск более выгодных поставщиков. Для увеличения оперативности при заключении дого-воров с поставщиками ДОАО «Ижмаш-авто», отделу материально-технического снабжения предложено создать дополнительно юридическое бю-ро.
В настоящее время экономисты МТС не заинтересованы материально в со-вершенствовании своей деятельности. Нет связи материального стимулирова-ния с результативностью труда. Сложившаяся практика не способствует заин-тересованности экономистов в проявлении инициативы. Поэтому предметом совершенствования является модель стимулирования труда на основе комплексной оценки трудового вклада.