Дипломная по теме: Методика обучения школьников искусству пейзажной живописи на занятиях в кружке

Название работы: Методика обучения школьников искусству пейзажной живописи на занятиях в кружке

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

63 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение.2

Часть 1. Психолого-педагогические исследования в области эстетического воспитания подростков в кружке пейзажной живописи.

1.1. Психолого – педагогические особенности эстетического воспитания подростков в кружке пейзажной живописи.5

1.2. Чувства и эмоции в пейзажной живописи.9

1.3. Эстетическое воспитание в кружке пейзажной живописи с учетом психологических особенностей подросткового возраста.11

Часть 2. Методика обучения школьников искусству пейзажной живописи на занятиях в кружке.

2.1. Анализ школьной программы по изобразительному искусству.14

2.2. Методика проведения занятий по живописи.15

2.3. Методические рекомендации к кружку по живописи на тему пейзаж .19

2.4. Программа кружка по живописи.21

2.5. Календарно-тематический план .23

2.6. Разработка трех занятий.26

2.7. Эксперимент.43

Часть 3. Выполнение творческой работы.

3.1. История возникновения пейзажа.48

3.2. Пейзаж - жанр изобразительного искусства.50

3.3. Технология выполнения работы.52

3.4. Поиски сюжета, работа с эскизами, выполнение окончательного варианта композиции.59

Заключение.61

Литература.63

Выдержка:

Введение:

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи – это весьма сложная педагогическая задача. Данную тему для своей работы я выбрала потому, что считаю её актуальной на сегодняшний день. Иногда для этого необходимы занятия в изокружках, так как они способствуют более полноценному и разностороннему эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства; на них также учащиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области изобразительного искусства.

В кружке, как правило, имеются более благоприятные условия для занятий конкретным видом изобразительного искусства, наиболее интересным школьнику, чем на уроке – в данном проекте будет рассматриваться кружок пейзажной живописи. На занятиях в кружке имеется больше времени, меньшее количество занимающихся, выше их активность и сплоченность на почве общности интересов и сравнительно одинакового уровня подготовки, более свободные формы организации работы, большая возможность общения с руководителем.

Цель кружка – воспитать в подростке художественно – эстетическую культуру.

Основными задачами курса кружка пейзажной живописи являются: формирование правильного мировоззрения школьников, развитие творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зрительной памяти, умение видеть в окружающей действительности характерное, воспитание широкой художественно – эстетической культуры и художественного вкуса, то есть гармоничное развитие личности. Важная роль при их решении отводится изучению мировых достижений изобразительного искусства, экскурсиям по городу, наблюдениям в ходе пленерной практики. Занятия живописью побуждают у учащихся интерес к искусству, открывают путь правильного понимания произведений искусства: живописи, скульптуры, архитектуры. Занятия живописью развивают умение видеть красивое в природе, в окружающей жизни. Через зрительные ощущения при рисовании уточняются представления о свойствах вещей и явлений, с одной стороны, а с другой - воспитывается эстетическое отношение к этим вещам и явлениям.

Глава 3:

Одним из важнейших видов современной живописи является пейзаж. Именно живопись наиболее способна создать яркие и глубокие образы природы. В пейзажах, ставящих перед нами картины «естественной» природы, художник как бы возвращает нас к самым глубоким природным истокам человека, обнажая вечно свежие, неисчерпаемые основы жизни. В буйно разросшихся деревьях, .в могучих и чистых волнах океана, в незыблемых горных хребтах, мы словно находим подтверждение мощи, прочности, разумности нашей человеческой жизни и деятельности, которые опираются на это бессмертное и спокойное в своем величии тело природы, растут из него и черпают в нем все новые и новые силы.

произведения пейзажного искусства - это воплощение емкое содеражение, осмысленное сопоставление природы с жизнью человеческого общества. Воспринимая запечатленное в пейзаже величие природы, человек чувствует себя причастным к этому величию, сознает его - ведь он тоже детище громадного мира, в котором вздымаются к небу высочайшие вершины гор, простираются беспредельные равнины, пронизаны лучезарным светом бездонные глубины неба.

Пейзаж -один из любимейших жанров в живописи и графике, он присутствует и в скульптуре - в рельефах, медалях. Часто пейзаж является фоном в произведениях других жанров. Из русских художников-живописцев мне больше всего нравятся пейзажисты И. И. Шишкин, И. И. Левитан, И. Э. Грабарь и др. Меня с детства сопровождают их картины природы. На монументальном полотне Шишкина “Рожь” – бескрайнее поле созревающей ржи, окаймленное цепью могучих сосен на горизонте, воспринимаемом как эпический образ бескрайних просторов русской земли, образ России. На примере их произведений видно, что изображениях природы выражается мировоззрение художника и его эпохи, особенности восприятия природного мира. Отдельные фигурки людей или животных в их произведениях, а также небольшие сюжетные сценки в пейзажной композиции существенной роли не играют и являются средством дополнения и оживления пейзажа, хотя в европейском искусстве до 16 – 17 в. было наоборот: пейзаж служил лишь фоном для тематической картины или портрета. И. К. Айвазовский посвятил морю около 6 тыс. картин. Изображая море в постоянном движении, в непрерывной изменчивости, он создал произведения, лишенные сюжетной занимательности и внешнего эффекта. Привлекательные мощью и внутренней красотой величественных морских просторов. Таковы, например, картины “Черное море”, “Среди волн”, где только два “действующих лица”: бурное море и покрытое облаками небо разыгрывают извечную драму борьбы двух стихий.

Пейзаж Левитана часто именуется “пейзажем настроения”. Природа изображается в нем так, как видит ее рассеянный взгляд человека. Настроения – явления подвижные, склонные к изменчивости, и поэтому в пейзажах Левитана мы не найдем тщательной отделки объемной формы предметов. Передача формы предметов, их цвета дается цветовыми пятнами. Так написаны картины “Март” и “Золотая осень”.

Заключение:

В данном проекте описано психолого – педагогическое исследование, которое было предпринято для раскрытия значимости пейзажной живописи в эстетическом воспитании учащихся. Данный дипломный прект представлен тремя частями. В первой главе содержатся психолого – педагогические аспекты исследуемой проблемы; вторая глава посвящена методическим аспектам темы; она содержит анализ действующей школьной программы по изобразительному искусству, программу кружка пейзажной живописи, разработанную на основе действующей школьной программы, фрагмент календарно – тематического плана разработанных занятий и развернутые планы конспекты проведения трех занятий. Также в ней содержатся описание педагогического исследования, проведенного в 7-м классе школы №9, которое дало положительный результат, в связи с этим можно сделать вывод, что ребятам понравилось заниматься в кружке пейзажной живописи и у них значительно повысился их интерес к этому жанру искусства. Я считаю, что тема, которую я исследовала, не была выбрана напрасно, так как эксперимент дал положительный результат. Третья часть данного проекта посвящена историческим аспектам развития проблемы, теоретическим исследованиям по данному вопросу, а также раскрывает основные фазы творческого процесса ( создания собственных живописных изделий в технике масляной живописи).

Похожие работы на данную тему