Введение:
В настоящее время дополнительное образование отошло на второй план, сего¬дняшняя цель общеобразовательных учреждений – дать ребенку знания, пре¬дусмотренные программой, но не более. Между тем, дополнительное образова¬ние влияет на формирование личности ребенка, развивая его творческую актив¬ность, интерес к познанию.
Основанное на принципе добровольности, объединения по интересам, с уче¬том возраста детей, дополнительное образование может и должно стать основой для воспитания нового поколения, творчески мыслящего, бережно относящегося к наследию предков, способного создавать новые ценности.
Дополнительное образование охватывает, пожалуй, все сферы интересов – му¬зыка и спорт, изобразительное искусство и история, техника и поэзия, экскур¬сии по родному краю и археологические раскопки, всего не перечесть.
Для решения проблемы становления и развития дополнительного образова¬ния используется внеурочные формы развития организация занятий: факульта¬тивы, кружки, станция юных техников, клубы, спортивные и художественные школы. Их главная задача – активизировать процесс познавательной деятельности уча-щихся посредством их приобщения к нетрадиционному изучению учебного мате-риала. В рамках школы наиболее подходящей формой дополнительного об¬разования является факультатив или кружки.
В выпускной квалификационной работе на тему: "Кружковая работа как вне-урочная форма акти¬визации познавательной деятельности учащихся" для решения данной про¬блемы предлагается разработка курса "Волшебная бусинка". Это инте-ресное направление и его изучение способствует формированию творческой лич-ности, поможет ученикам развить фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Огромный исторический материал не позволяет на уроках детально обсудить все, что связано с бисером. Знакомясь с бисером, как с элементом украшения или отделки костюмов разных народов древности, учащиеся глубже проникнут в по-вседневную жизнь, духовный мир и их культуру.
Объект исследования: организационно – методические основы кружковой работы как внеурочной формы технологической подготовки учащихся.
Предмет исследования: внеурочная форма активизации познавательной дея-тельности учащихся на занятиях кружка.
Цель дипломной работы: разработать учебно – методический комплекс тех-нологического кружка, нацеленный на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Глава 5:
Охрана труда - важнейший и необходимый элемент организации работы в швейных мастерских и заключает в себе технические и санитарно-гигиенические мероприятия. Эти мероприятия способствуют созданию здоровых и безопасных условий труда.
Обязанности руководителя кружка.
o Принять меры для создания здоровых и безопасных условия для проведе-ния занятий
o Обеспечить выполнение действующих правил и инструкций по безопас-ности труда и производимой санитарии
o Проводить практические работы при наличии соответствующего обору-дования и других условий, предусмотренных правилами и нормами безо-пасности труда
o Проводить инструктаж по технике безопасности
o Вести запись в журнале о проведении инструктажа
o Не допускать учащихся к работе без предусмотренных спецодежды и приспособлений
o Приостановить ведение работы, сопряженной с опасностью для жизни и докладывать об этом директору школы.
o Немедленно извещать директора школы о каждом несчастном случае и отвечать за них
o Обеспечивать безопасное состояние рабочих мест, оборудования и сани-тарное состояние помещения.
Со всеми школьниками проводят инструктаж по технике безопасности (ТБ), охране труда, производимой санитарии и пожарной безопасности.
Цель инструктажа, проводимого на рабочем месте – ознакомления учащихся с требованиями безопасности при выполнении конкретных работ.
Во время инструктажа преподаватель знакомит с техническим процессом, с правилами электробезопасности, мерами предупреждения пожара, местами располо-жения средств пожаротушения и сигнализации. Инструктаж на рабочем месте со-провождается показом правильных приемов работы. Если инструктируемый что-то не понял, он должен обязательно обратиться к преподавателю.
Инструктирующий должен обязательно проверить знания правил безопасности каждого учащегося и, только убедившись в том, что знания прочно усвоены, допус-тить их к самостоятельной работе.
Заключение:
Выпускная квалификационная работа выполнена с целью разработки методи-ческой базы для организации внеурочной формы обучения - кружка "Волшебная бусинка" и расширения технологических знаний учащихся.
Для достижения цели в дипломной работе были разработаны следующие час-ти: психолого – педагогическая, методическая, технологическая, экономическая, техника безопасности и охраны труда.
В психолого – педагогической части была рассмотрена активность в процессе обучения, которая способствует воспитанию у учащихся инициативности и само-стоятельности, прочному усвоению знаний, выработке необходимых умений и на-выков, развитию у них наблюдательности, мышления и речи, памяти и творческого воображения. Рассмотрены этапы процесса развития познавательной активности учащихся, а также необходимость становления и развития внеурочного образова-ния. Охарактеризованы основные формы организации занятий, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Основные из них: конкурсы и олимпиа-ды, лекторий, предметные кружки, факультативные занятия, экскурсии, кружковая работа.
В методической части были рассмотрены принципы организации и отбора со-держания кружковой работы, разработана программа дополнительного образова-ния по ДПИ кружка "Волшебная бусинка", в содержание которой входят: сводный тематический план на учебный год ; календарно – тематическое планирование учебного материала кружковых занятий "Волшебная бусинка" ; развернутый план - конспект занятия на тему "Родословная стеклянной бусины. Материалы и инст-рументы" ; развернутый план – конспект занятия на тему "Браслеты и фенечки – быстро и красиво" ; развернутый план – конспект занятия на тему "Техника вы-шивания бисером".
На уроках были использованы комбинированные наглядные пособия: Нагляд-ное пособие "Материалы и инструменты"; кроссворд на тему "Материалы и инст-рументы"; инструкционно – технологические карты образцов браслетов и фенечек; плакат "Способы вышивания бисером" ; схемы для вышивания. Разнообразие на-глядных пособий помогает поддерживать интерес учащихся на занятии.