Введение:
Изменение социально - экономического положения России в ходе реформ все более настоятельно требуют решения проблем торгового обеспечения. Сломав ад-министративно - командную систему распределения, пока не создан действенный механизм в реализации задач, удовлетворяющих чаяния и нужды населения.
Сделаны лишь первые шаги перехода к рыночным отношениям. Правовой ба-зой для структурной перестройки отрасли явились указы президента "О свободе торговли", "О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР", во исполнение которых Роскомторгом была разработана Программа демонополизации и развитии конкуренции.
В настоящее время более 80 процентов предприятий торговли и общественно-го питания приватизированы. Доля негосударственного сектора в розничном това-рообороте достигла 86 процентов. В городах Москве, Санкт-Петербурге, Екатерин-бурге уже выкуплено две трети общего количества занимаемых торговыми пред-приятиями зданий и помещений.
С появлением реальных собственников, способных энергично вести дело, появилось немало предприятий, показывающих высокий уровень коммерческой ра-боты и культуры обслуживания населения (их опыт безусловно заслуживает внима-ния и распространения). Преодолена тенденция сокращения торговой сети и уменьшения числа работающих в торговле, имевшая место в первые годы реформ. Сейчас наблюдается заметный прирост сети и приток в сферу торговли работников, высвобождаемых из других отраслей.
С углублением рыночных преобразований первоначальное стремление во что бы то ни стало разъединится сменилось пониманием необходимости создания раз-личного рода отраслевых и межотраслевых структур, торгово-промышленных, оп-тово - розничных, торгово-финансовых объединений. Такое единение дает реаль-ную возможность оживить торговлю, расширить ассортимент, повысить качество торговых услуг, и, наконец, выжить в условиях рынка. В настоящее время в России имеется около 100 тысяч различных объединений, в состав которых вошло три чет-верти предприятий розничной торговли и общественного питания.
Наиболее распространенной организационно - правовой формой хозяйствова-ния является общество с ограниченной ответственностью (50 процентов от общего числа торговых предприятий). На долю индивидуальных, частных и государствен-ных предприятий приходится по 17 процентов, акционерных обществ - 10 процен-тов.
Конкурентную среду в торговле во многом формируют предприятия малого и среднего бизнеса. Таких предприятий большинство, однако база их поддержки раз-вита еще недостаточно.
Глава 4:
Многие знают, что хотя решение о необходимости преобразований принимаются трудно, все же оно возможно. Гораздо более сложной работой представляется продажа решения или плана организации. Начало и осуществление изменений явля-ется трудным делом.
Совершенно не безразлично, как реагирует коллектив на организационные нововведения: выступает как “союзник“ или “противник”, или реакция его безраз-лична к тому, что внедряется. На предприятии был проведен анализ производствен-ной ситуации для определения поддержки коллектива при проведении нововведе-ний. Метод предлагает своеобразный подход, заключающийся в том, чтобы помочь специалистам оценить себя и выявить возможности влиять на развитие проведения инноваций и на организацию в целом.
В анкетировании приняли участие руководитель предприятия, главный бух-галтер, юрист (инспектор по кадрам), экономист, организатор торговли, товароведы и заведующие секциями. В результате анализа анкет было выявлено:
все анкетируемые имеют высокую личную инициативность;
все при принятии решений учитывают мнение внешних лиц;
главный бухгалтер, экономист и юрист (он же инспектор по кадрам) могут оказы-вать влияние на руководителя предприятия;
у товароведов и заведующих секциями имеется потенциал для использования личных организаторских способностей;
вероятность того, что климат изменится составляет менее 40%.
Коллектив готов к нововведениям, руководители высокоинициативны, обла-дают организаторскими способностями. При выработке ими окончательных реше-ний используется не только личное мнение, но и мнение других. Необходимо про-вести разъяснительную работу с членами трудового коллектива с целью уменьше-ния вероятности изменения климата внутри предприятия.
Заключение:
Целью дипломного проекта, выполненного на тему “Разработка системы сти-мулирования труда для товароведов АО “ЦУМ””, является повышением эффектив-ности работы фирмы за счет совершенствования системы стимулирования труда ведущей группы специалистов предприятия.
В дипломном проекте дан анализ предприятия и действующей системы мате-риального стимулирования работников, входе которого выявлено: в 1996 году предприятие получило не прибыль, а убыток от реализации товаров в сумме 442,5 млн. рублей, причиной которого является снижение товарооборота и увеличение сроков товарооборачиваемости, вследствие закупок труднореализуемых товаров, закупкой которых на предприятии занимается группа специалистов - товароведов. Исходя из того, что от товароведов непосредственно зависит увеличение товаро-оборота и сокращение товарооборачиваемости, в дипломном проекте разработана новая система материального стимулирования их труда.
Для выбора наиболее приемлемой системы оплаты труда в дипломном проек-те были рассмотрены основы организации оплаты труда в развитых странах мира и приведены примеры по регулированию и организации заработной платы в США и Швеции, откуда была выбрана и рассмотрена подробно система участия в прибы-лях.
На базе системы участия в прибылях для товароведов предприятия предложе-на модель оплаты труда, которая основывается на использовании зависимости раз-меров премии от предпринимательской деятельности товароведа, вместо сущест-вующих одинаковых для всех размеров премий и значений КТУ.
В дипломном проекте:
разработана сетка соотношений в оплате труда разного качества - основа органи-зации данной модели;
все товароведы выделены в отдельную бригаду и определены значения “вилок” соотношений в оплате их труда и соответствующие им размеры премий;
обоснованы критерии и требования для отнесения конкретных товароведов к со-ответствующим значениям “вилок” и размерам премии;
проведен анализ деятельности товароведов и подчиненных им бригад за 12 меся-цев 1996 года с определением уровня рентабельности по реализации, здесь же приведен порядок определения уровня рентабельности по реализации;
рассмотрен порядок начисления районного коэффициента;
предложен новый порядок определения заработной платы товароведа;
произведен расчет заработной платы одного из товароведов с использованием модели;