Введение:
Децентрализация государства, государственной власти и управления является составной частью современного процесса реформ в России.
Отечественные правоведы уделяли большое внимание проблеме местного самоуправления. Градовский А. Д. определял самоуправление как один их видов распределения власти: «самоуправление — есть результат разнообразных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью центрального Правительства».
Свешников М. И. определял местное самоуправление как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, вверенным местным административным органам .
Лазаревский Н. И. определял самоуправление как :
1. осуществление правительственных прав по поручению государства;
2. деятельность, состоящую в исполнении местных задач государственного управления;
3. исполнение задач, государственного управления самим государством.
Ход истории свидетельствует о том, что местное самоуправление всегда возникало, прежде всего, там, где требовалось пробудить инициативу органов местной власти для быстрого и безболезненного выхода из кризисной ситуации.
Во второй половине 1980-х гг. идея федерализации жестко централизованного Советского Союза стала очень популярной. При этом, что интересно, идеи суверенизации (идущие очень часто под флагом федерализации) вышли на первый план, затмив идеи самоуправления. К тому же практическая реализация «парада суверенитетов» кардинально изменила геополитическое положение страны — СССР прекратил свое существование.
Начало XXI в. характеризуется активным процессом станов¬ления новой российской государственности, адекватным совре¬менному уровню развития общества цивилизованных институ¬тов государственного управления и местного самоуправления.
Глава 2:
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направлен на унификацию территориальной организации местного самоуправления, уточнение требований к структуре органов местного самоуправления, совершенствование механизмов наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
В целом закон можно признать соответствующим Конституции Российской Федерации и не требующим серьезной переработки. Отдельные замечания к нему обусловлены отсутствием взаимосоответствия некоторых его положений, несовершенством (в том числе недостаточной глубиной) правового регулирования ряда процедур, неточностью некоторых формулировок, допускающих двойное толкование положений закона.
Основные замечания и предложения к закону сводятся к следующему.
Согласно абзацу 9 пункта 1 статьи 2 межселенная территория – это территория, находящаяся вне границ поселений. Пунктом 3 статьи 11 установлены критерии, в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации определяет перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к малонаселенным. Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 11 территория субъекта Российской Федерации, за исключением малонаселенных территорий, разграничивается между поселениями; территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также образующихся на малонаселенных территориях межселенных территорий, включаются в границы муниципальных районов.
Таким образом, несмотря на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 15 органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, межселенные территории не входят в состав территорий муниципальных образований.
Более того, законом не установлены критерии отнесения частей малонаселенных территорий к категории межселенных территорий (в том числе отсутствует положение о том, что сумма межселенных территорий составляет общую площадь малонаселенных территорий), а также не определен орган власти, устанавливающий границы межселенных территорий.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 3, местное самоуправление путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют только граждане, проживающие на территории муниципального образования. Согласно пункту 1 статьи 10 закона на малонаселенных и межселенных территориях не осуществляется местное самоуправление: оно осуществляется на всей территории Российской Федерации, но только в муниципальных образованиях. В Постановлении от 30.11.2000 № 15-П Конституционный Суд Российской Федерации выразил правовую позицию, согласно которой любое изменение территориальных основ местного самоуправления не может приводить к отказу от него; возможность полного упразднения местного самоуправления на определенной территории противоречит предписаниям Конституции Российской Федерации об осуществлении местного самоуправления на всей территории Российской Федерации как необходимого элемента конституционного механизма народовластия и нарушает волю многонационального народа России, закрепленную в ее Конституции.
Заключение:
Децентрализация государства, государственной власти и управления является составной частью современного процесса реформ в России. Во второй половине 1980-х гг. идея федерализации жестко централизованного Советского Союза стала очень популярной. Примерно в это же время появляется идея возрождения подлинного («истинно социалистического») самоуправления, связываемого в первую очередь с производственным самоуправлением. При этом, что интересно, идеи суверенизации (идущие очень часто под флагом федерализации) вышли на первый план, затмив идеи самоуправления. К тому же практическая реализация «парада суверенитетов» кардинально изменила геополитическое положение страны — СССР прекратил свое существование.
Становление и развитие местного самоуправления в России обусловливает необходимость теоретического осмысления данных процессов в правовом аспекте, используя анализ исторического прошлого, зарубежного опыта и современных тенденций. Создается российская система местного самоуправления, о которой можно говорить, как о модели организации местного самоуправления. Автор данного исследования считает, что понятие реальной перспективы развития модели организации местного самоуправления в России возможно только через обращение к историческому и зарубежному опыту организации местного самоуправления.
В истории России выделяются периоды ослабления и укрепления основ местного самоуправления.
В современной жизни мы видим даже примеры формирования представительных органов власти, долженствующих изображать право местного сообщества на местное самоуправление, но фактически подчиненных государственной вертикали. Так было, например, в России в 1993 г., когда всевластие командно-администpативной вертикали дополнялось — на местном уровне — городскими Думами, целиком и полностью подвластными Главам администраций городов.
Реформирование местного самоуправления в 2004 году осуществлялось на основе принятого в 2003 году Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Качество законодательного обеспечения реформы местного самоуправления должно оцениваться в контексте всего комплекса мер административной реформы, и прежде всего реформы по разграничению полномочий между органами публичной власти трех уровней: органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Основные цели реформы местной власти были сформулированы в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2002 и 2003 годах. Важнейшими из них являются создание эффективно действующей системы оказания услуг публичной властью гражданам и приближение органов местного самоуправления к населению. Эти цели соответствуют международным обязательствам Российской Федерации, которые Россия взяла на себя, ратифицировав Европейскую хартию местного самоуправления.