Введение:
Актуальность выбранной темы обусловливается многими факторами. Прежде всего, использование статистического метода в курсе физики является крайне необходимым, так как совокупность большого числа молекул оказалось возмож¬ным исследовать только с помощью математической теории вероятно¬стей, которая была разработана для массовых явлений, напри¬мер, таких, в которых участвует большое число частиц. С другой стороны, молекулярно-кинетическая теория идеального газа является одной из основных тем в курсе средней школы, причем достаточно сложной для понимания школьника. Именно поэтому методика преподавания данной темы с помощью статистического метода является принципиальной для преподавателя.
В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитывающую функцию. Этот предмет необходим всем - естественникам и гуманитариям, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы. Воспитанию эстетического чувства, развитию духовности.
В своей книге «Формирование естественнонаучного миропонимания школьников» В. Р. Ильченко пишет: «закономерности психического развития детей требуют, чтобы при изучении ими естественнонаучных предметов содержание знаний, их структура, принципы, методы и формы обучения опирались на фундаментальные закономерности природы. Те же закономерности психического развития детей показывают, что естественнонаучное образование является базовым, оно необходимо для направленного развития сознания и не может быть заменено другим».
Глава 3:
Цели урока:
• Образовательная: Помочь усвоить понятия идеального газа, основное уравнение МКТ; на основе МКТ установить количественную зависимость давления газа от массы одной молекулы и среднего квадрата скорости ее движения.
• Развивающая: Развитие научного мировоззрения, логического мышления, умения самостоятельно работать, навыков самоконтроля.
• Воспитательная: Воспитание трудолюбия, аккуратности.
Тип урока: Комбинированный.
Приборы: Плакаты
Ход урока
1. Организационный момент урока.
2. Проверка домашнего задания (на перемене 1 ученик записывает на доске решение домашней задачи)
Упражнение 11 (5)
Чему равно число молекул в 10 г кислорода?
Дано: Решение:
m=10 г =10•10-3 кг N=Na•m/M= 6,02•1023 •10-4/32•10-3 =1,8•1023
М=32•10-3 кг/моль
N=?
Ответ: 1,8•1023
3. Постановка цели урока.
Мы с вами продолжаем изучение основ молекулярно-кинетической теории. На предыдущем уроке мы рассмотрели основные положения МКТ, научились определять размеры и массу молекул. Сегодня на уроке необходимо на основе МКТ установить количественную зависимость давления газа от массы одной молекулы и среднего квадрата скорости ее движения. Поэтому тема урока: «Идеальный газ. Основное уравнение МКТ».
4. Актуализация знаний.
А) 5 человек по карточкам решают задачи
Карточки
Вариант №1.
1.Сколько молекул содержится в 1 г углекислого газа?
2.Определите молярную массу и массу одной молекулы кислорода?
Вариант №2.
1.Определите молярную массу и массу одной молекулы поваренной соли?
2.Сколько молекул содержится в 1 кг водорода?
Вариант №3.
1.Определите молярную массу и массу одной молекулы угарного газа?
2.Какую массу имеет 3•1023 атомов ртути?
Заключение:
Физика рассматривается как фундамент естественнонаучного образования, философии естествознания и научно-технического прогресса. Физика как наука имеет своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Характерные для современной науки интеграционные тенденции привели к существенному расширению объекта исследования по сравнению с физикой ХIХ века, включая космические явления (астрофизика), некоторые явления живого мира и свойства живых объектов (биофизика, молекулярная биология), информационные системы (полупроводниковая, лазерная и криогенная техника как основа ЭВМ). Физика стала не только теоретической основой современной техники, но и ее неотъемлемой составной частью, они органически переплелись друг с другом. Энергетика (в частности, ядерная и термоядерная), связь (лазеры, волоконная оптика) – это создание материалов с заранее заданными свойствами и т.п. – убедительные примеры взаимопроникновения физики и техники. Этим определяется образовательное значение учебного предмета «Физика» и его содержательно-методические линии – движение и силы, вещество, поле, энергия, методы научного познания.
Молекулярная физика и термодинамика изучают свойства и поведение макроскопических систем, т.е. систем, состоящих из огромного числа атомов и молекул. Типичные системы, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, содержат около 1025 атомов.