Введение:
Становление рыночных отношений в России внесло существенные изме-нения в деятельность хозяйствующих субъектов, которые получили широкую самостоятельность, связанную с определением направлений деятельности и выбором партнёров при полной ответственности за результаты своей деятель-ности.
В этих условиях основной формой взаимодействия государства и субъек-тов хозяйствования стали косвенные методы регулирования, в частности нало-гообложение хозяйственных оборотов и прибыли. Государство, определяя ос-новные правила хозяйствования, предоставляет предприятиям полную свободу действий, а предприятия, принимая эту свободу, одновременно несут полную ответственность за свою деятельность, т.е. развиваются за счёт собственных источников и сами несут коммерческие риски.
Всё это определяет особую значимость контроля как важнейшей функции управления в условиях коммерциализации. Во-первых, укрепляется система го-сударственного финансового контроля за деятельностью унитарных предпри-ятий и бюджетных организаций, за использованием средств государственного бюджета. Во-вторых, активизируются контрольные функции налоговых орга-нов, которые следят за правильностью формирования основных показателей, используемых при исчислении налоговых платежей. В-третьих, что особенно важно, начинают развиваться новые формы контроля. Так, в акционерных об-ществах и обществах с ограниченной ответственностью, где учредители, сфор-мировавшие первоначальный капитал, часто не принимают непосредственного участия в производственной деятельности, возникает потребность постоянного контроля за достоверностью и рациональностью расходов, определяемых ме-неджерами, и их использованием. Эти функции, как правило, выполняют реви-зионные комиссии и специальные органы внутреннего аудита.
Принимая решение о вложении средств, выдавая кредит или приобретая долговые ценные бумаги и даже заключая договоры о покупке или продаже то-варов (работ, услуг) с отсрочкой платежа, субъекты хозяйствования желают по-лучить полное представление о финансовом состоянии и финансовой устойчи-вости предприятия-партнёра. В этом случае чаще всего опираются на данные независимых проверок, осуществляемых аудиторами – профессиональными не-зависимыми специалистами. Поэтому аудит как самостоятельная профессио-нальная область деятельности становится важнейшим звеном инфраструктуры рыночной экономики.
Глава 3:
Анализируя приведённую таблицу, можно отметить следующее: основная часть ошибок совершается бухгалтером не при расчёте сумм налоговых обяза-тельств, а при выполнении соблюдения требований трудового законодательст-ва, а также при определении налоговой базы. Так, в налоговую базу были не-правомерно включены суммы компенсации за неиспользованный отпуск, а рас-ходы на оплату пособия по временной нетрудоспособности были полностью возмещены средствами Фонда социального страхования. Это указывает на то, что бухгалтер ООО «Май» не учитывает последние изменения в законодатель-стве, в том числе и налогового. В частности, бухгалтер не принял во внимание изменения, касающиеся порядка отнесения сумм расходов на пособие по вре-менной нетрудоспособности, вступивших в действие с 1 января 2005 года.
В отношении же соблюдения норм трудового законодательства, основные затруднения были связаны с расчётом средней заработной платы. Несмотря на то, что Трудовой кодекс РФ подробно определяет, в каких случаях применяют-ся расчётные периоды 3 и 12 месяцев, расчёт средней заработной платы бухгал-тером ООО «Май» в большинстве случаев был произведён неверно.
Следует также заметить, что были допущены неточности в оформлении документов, на основании которых производился расчёт налоговой базы. Дан-ное обстоятельство может привести к тому, что при проверке указанные доку-менты будут признаны налоговыми органами недействительными, а суммы на-логов, исчисленных на основании этих документов, - подлежащими корректи-ровке.
Таким образом, можно предложить следующие рекомендации: во-первых, организации следует осуществить пересчёт всех сумм, расчёт которых ранее был произведён неверно. Во-вторых, требуется внести дополнения в трудовые договоры в тех случаях, когда в договоре не были указаны суммы оплаты тру-да, так как трудовой договор является одним из документов, на основе которых рассчитывается налоговая база. В-третьих, надлежит оформить недостающие документы, на основе которых производится расчёт заработной платы (напри-мер, табель учёта рабочего времени). И, наконец, следует исправить налоговую декларацию по ЕСН , расчеты по авансовым платежам по ЕСН и взносам в Пенсионный фонд РФ за 2005 год, а также перечислить суммы недоимок по ЕСН и зачесть суммы переплат в счёт будущих платежей по ЕСН.
Заключение:
Итак, как уже было отмечено ранее, налоговый аудит на данном этапе развития нормативно-правовой базы по аудиторской деятельности регулирует-ся, помимо общих стандартов, Методикой аудиторской деятельности «Налого-вый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами». Положения данной методики недостаточно конкретны и охватывают, в основном, общие вопросы налогового аудита. Соответственно, по отдельным налогам аудиторские организации, как правило, разрабатывают собственные методики , в большей или меньшей степени учитывающие осо-бенности проверяемых налогов. Как показывает практика, чем подробнее раз-работана методика проверки конкретного налога, тем ниже затраты времени и труда на выполнение аудиторских процедур и тем ниже вероятность возникно-вения аудиторской ошибки. Кроме того, целесообразно разрабатывать различ-ные вспомогательные документы и таблицы, а также детально прописывать во внутрефирменном стандарте действия по проверке проблемных участков по конкретному налогу.
В данной работе была рассмотрена поэтапная проверка налогов, исчис-ляемых с оплаты труда. Так, на этапе планирования аудитор знакомится с дея-тельностью аудируемого лица, её особенностями и масштабами, определяет возможный объём аудиторских процедур, основываясь на собственном опыте и профессионализме, график и сроки проведения аудиторской проверки, числен-ность и квалификацию специалистов, входящих в состав аудиторской группы, целесообразность привлечения эксперта, рассчитывает уровень существенности и аудиторские риски. Всё это находит в плане аудиторской проверки, который раскрывает организационные моменты проверки. На указанном этапе разраба-тываются следующие рабочие документы: описание бизнеса проверяемой орга-низации, описание системы бухгалтерского учёта, описание системы внутрен-него контроля и т.п. Далее, разрабатывается программа проверки, представ-ляющая собой развитие общего плана аудита и детальный перечень аудитор-ских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Про-грамма служит, с одной стороны, подробной инструкцией, а с другой – средст-вом контроля качества. Каждая процедура в программе имеет свой код, на ко-торый будет ссылаться аудитор в рабочих документах.