Введение:
Актуальность темы. Одним из важнейших достижений современной цивилизации является возрастание автономии личности, усиление её самоактуализации. И не случайно современная психология рассматривает проблему отношения к себе как одному из наиболее актуальных. Это обусловлено тем, что процесс формирования личности как практически значимая цель всегда составляет социальный заказ для психологической науки.
Данное исследование посвящено изучению особенностей отношения к себе у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста как основе личностного развития. Именно в этом возрасте происходит подчинение и переподчинение мотивов, формирование рефлексии, дальнейшее развитие самооценки и уровня притязаний.
Проблема отношения к себе в некоторой степени нашла своё отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых .
Психологический аспект рассматривался в трудах Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева, А. А. Бодалёва, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, И. И. Чесноковой, В.В. Столина, А. Шерозия, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, А.М. Прихожан, Л. А. Запорожец, О. М. Анисимовой, Г. В. Морозовой, Л. Я. Гозмана, Ю. Е. Алёшиной, Е. Ю. Худобиной, У. Джемса, Т. Шибутани, К. Роджерса, Р. Бёрнса, А. Маслоу, К. Юнга, Э. Эриксона и других.
В трудах Д. И. Фельдштейна, А.В. Захаровой, Л.В. Бороздиной, О.Н. Молчановой, М.Ю. Маховой, Е.Ю. Худобиной, О.М. Анисимовой, З.В. Кузьминой и других изучались рефлексия, самооценка, уровень притязаний как самостоятельные образования. Феномен «отношения к себе» не рассматривался .
Глава 2:
Целесообразно в данной диагностической работе использовать методику «Автопортрет» так как в структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. и эмоцио¬нальный — самоотношение, самооценка и пр. Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, которые интегрируются в рамках Я-концепции, адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению. В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще мало изученной психологической проблемой. Одной из причин такого положения, является то, что проблема самосознания на эмпирическом уровне решается главным образом с помощью вербальных методик (опросников, интервью с испытуемым и т. п.). Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности весьма полезным мог бы стать тест «Автопортрет ».
По мнению О. Кандаурова, автопортрет как форма самоописания известен начиная с первых артификационных акций, прошел стадию собственно художественного произведения и, наконец вышел на уровень фиксированного самосознания человеческого индивида. История автопортрета, по-видимому, восходит к пиктографическому письму, когда не¬обходимо было передать сообщение о себе, своих действиях, — рисовали свой портрет, который узнавался другими при расшифровывании подобных сообщений.
В живописи и графике автопортрет как жанр занимает особое место, имеет длительную эволюцию и разнообразие форм. Некоторые художники чаще других обращаются к этому жанру, запечатлевая себя в разные периоды жизни, в различных ситуациях, иногда таких, которых не было в жизни, но которые являлись в воображении, или же изображают себя свидетелями тех или иных волнующих исторических событий. Другие художники весьма редко пишут автопортреты или не пишут вовсе, объясняя это сложностью жанра и т. д.
Автопортрет проецируется на изобразительную плоскость сквозь самокритичность, момент же, когда художник приступает к созданию автопортрета, является итогом самопознания, а не началом его. В психологическом смысле автопортрет создает (как и всякий портрет) магию мультипликации личности, а в случае двух, трех и более произведений дает возможность проследить и линию судьбы.
— по определению автопортрет — это изображение человека, созданное им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать. Автопортрет имеет несколько линий развития, равно как и вершины его художественного воплощения. Обобщая разнообразие форм авто¬портретов в живописи, можно выделить следующие: изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение;
Заключение:
Изображение в современной литературе психологические подходы не дают четкого представления о сущности и природе такого личностного образования, как отношение к себе. До сих пор остается открытым вопрос о том, как в рамках формирования субъектной активности ребенка вызревает его самоотношении, отсутствует конкретно-психологичесий анализ этой актуальной проблемы. Как самостоятельное образование «отношения к себе» у детей младшего школьного возраста, а тем более с задержкой психического развития, еще не исследовалось, изучались только отдельные его компоненты: рефлексия, самооценка, уровень притязаний. Отсюда следуют важность любого шага в ее разработке.
На ранних этапах онтогенеза роль отношения к себе как механизма регуляции не значительна. Отношение к себе как механизм саморегуляци, самоконтроля и самовоспитания начинает формироваться в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период ребенок научается различать многочисленные особенности, присущие ему
Динамика самоотношения младших школьников с задержкой психического развития определяется следующими показателями:
- для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характерно преобладание неадекватной, не устойчивой самооценки и концу младшего школьного возраста эта тенденция сохраняется, но в менее выраженной форме.
- для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характерно позитивное отношение к себе, даже в ситуации не успеха, прослеживается такая закономерность, что к концу младшего школьного возраста дети оценивают себе в ситуациях, с которыми не справляются не негативно, а предпочитают отвечать, что не знают, как оценить данный факт.