Дипломная по теме: Отношение к себе и самооценка у младших школьников

Название работы: Отношение к себе и самооценка у младших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

74 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………….3

Глава I. Психологический феномен «отношения к себе» в трудах

отечественных и зарубежных исследователей…………………...6

1.1. Понятие «отношение к себе» и его психологическая структура……....6

1.2. Я-концепция в различных психологических теориях…………………16

1.3. Развитие Я-концепции у детей младшего школьного возраста……...26

Глава II. Эмпирическое изучение отношения к себе детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития………………..41

2.1. Описание методов использованных для выявления отношения к

себе……………………………………………………………………….41

2.2. Анализ результатов, полученных в ходе диагностики………………..56

Выводы.………………………………………………………………………72

Список литературы………………………………………………………………

Выдержка:

Введение

Актуальность темы. Одним из важнейших достижений современной цивилизации является возрастание автономии личности, усиление её самоактуализации. И не случайно современная психология рассматривает проблему отношения к себе как одному из наиболее актуальных. Это обусловлено тем, что процесс формирования личности как практически значимая цель всегда составляет социальный заказ для психологической науки.

Данное исследование посвящено изучению особенностей отношения к себе у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста как основе личностного развития. Именно в этом возрасте происходит подчинение и переподчинение мотивов, формирование рефлексии, дальнейшее развитие самооценки и уровня притязаний.

Проблема отношения к себе в некоторой степени нашла своё отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых .

Психологический аспект рассматривался в трудах Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева, А. А. Бодалёва, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, И. И. Чесноковой, В.В. Столина, А. Шерозия, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, А.М. Прихожан, Л. А. Запорожец, О. М. Анисимовой, Г. В. Морозовой, Л. Я. Гозмана, Ю. Е. Алёшиной, Е. Ю. Худобиной, У. Джемса, Т. Шибутани, К. Роджерса, Р. Бёрнса, А. Маслоу, К. Юнга, Э. Эриксона и других.

В трудах Д. И. Фельдштейна, А.В. Захаровой, Л.В. Бороздиной, О.Н. Молчановой, М.Ю. Маховой, Е.Ю. Худобиной, О.М. Анисимовой, З.В. Кузьминой и других изучались рефлексия, самооценка, уровень притязаний как самостоятельные образования. Феномен «отношения к себе» не рассматривался .

Глава II. Эмпирическое изучение отношения к себе детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

2.1. Описание методов использованных для выявления отношения к себе

На базе начальной школы № 20 города Шадринска в классах коррекционно-развивающего обучения проводилась диагностическая работа по выявлению динамики отношения к себе детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития методом поперечного среза. В исследовании приняли участие 2 «Г» в составе 9 человек, 3 «Г» в составе 9 человек и 4 «Г» в составе 10 человек.

Нами использовались методики: «Пробы Де Греефа», «Лесенка», бланковая опросная методика,«Автопортрет»,

Выбор этих методик для данного исследования обусловлен тем, что формирование адекватной самооценки — важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения. В этом возрасте, по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится более автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. О том, что такое Я-концепция, концепция другого человека и как их изучать // Абрамова Г.С. Практикум повозрастной психологии. – М.,1998. – 90-141.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / общ. ред и вступ. ст. В. Я. Пилиповская .- М : Прогресс 1986.

3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.

5. Вочков И. Природа самопознания // Школьный психолог. – 2000 - №36 с. 77-78.

6. Выготский Л.С. Психология и педагогика детской дефектологии // Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. – М., 1980.

7. Гордеева Г.В. Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у детей с задержкой психического развития /Г.В. Гордеева, Г.А. Мишина // Дефектология. – 2005. - №1. – с. 47

8. Деревянкина И.А Эмоциональный мир детей с задержкой психического развития. // Дошкольное образование. – 2004. -№14. с. 5

9. Джеймс У. Психология. М., 1991.

10. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия 1989.

11. Зейгарник Б.В., Теория личности в зарубежной психологии: Учеб. пособие для вузов по специальности «Психология». – М . издательство МГУ 1982.

12. Егоров И.В. развитие Я-концепции у детей младшего школьного возраста. //Начальная школа. – 2002. - №3 с.17

13. Иванова Н.Я. Смысл жизни личности как ее практический способ бытия. Вологда, 1987, Деп. В ИНИОН, №17012

14. Калашникова М. Б. Учет возрастной сензитивности при организации коррекционной работы с младшими школьниками задержкой психического развития. //Психология наука и образование. – 2002. - №2. с. 67

15. Комченко А.К. Цели образования //Комченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2002. с. 88-134.

16. Кон И.С. Открытие «Я». М.,1978

17. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. Т.2. №23

18. Кон И.С. Какими они себя видят? М., 1975

19. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1986

20. Лисина М.И Проблема онтогенезе общения / НИИ общая и педагогическая психология АПНСССР – М .: Педагогика 1986.

21. Маслоу А. Психология бытия: Приложение тест по оценке уровня самоактуализации личности (Н.Ф. Калина). – М.: «Ре фл-бук» 1997

22. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М.,1996.

23. Мудрик А.В. Время поисков и решений. М, 1990.

24. Мудрик А.В. В поисках своего «Я» // Семья и школа. 1998. №10

25. Новоприходько А.К. К проблеме соотношения образа «Я» и самосознания // Вопросы психологии, 1992, №12

26. Пантелеева С.Р., Столин В.В. Методика исследования самоотношения (МИС) // Вестник. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1989. - №1. – с 77-80.

27. Пилиповская В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. – М.,1985

28. Питяков М. «Образ-Я» //Школьный психолог. – 2001. -№43. с. 45

29. Платонов К.К. К теории личности. М.,1978

30. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

31. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие. /Под ред. А.А. Крылова. – СПб: изд-во СПб университета,1997.

32. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.:ТЦ «Сфера».1997.

33. Прихожан А.М. Психологический справочник для неудачника и как обрести уверенность в себе. Кн. для учащихся. М.: Просвещение 1994.

34. Психология формирования и развитие личности. М.,1989.

35. Психология детства. Практикум. / под ред. А.А. Реана. – М.,2004. с.62

36. Рабочая книга школьного психолога. /под ред. И.В. Дубровиной. М..1991.

37. Раусте фон Врихт М.Л. // Проблема психологии личности. Совр.- финский симпозиум. – 1982. с.104

38.

Похожие работы на данную тему