Введение:
Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь.
Почти все трудности, возникающие у детей, учитель связывает главным образам с успеваемостью. При этом оценка ребенка укладывается, как правило, в типичную схему: отличник – значит хороший ученик, получает двойки – значит плохой. Соответствуют этой схеме и применяемые меры. В лучшем случае в школу вызываются родители, которым раздражительный педагог предъявляет претензии, что они плохо смотрят за сыном (дочерью), плохо его воспитывают, мало с ним занимаются. В худшем, вернее, совершенно не допустимом случае учитель при всем классе, не стесняясь и не задумываясь о последствиях, в повышенном тоне оскорбляет и унижает ребенка. Большинство даже самых опытных педагогов связывают неуспеваемость ученика с его ленью, нерадивостью, невоспитанностью. Вспомним цифру - 80% учителей считают, что успешность обучения определяется трудолюбием, прилежанием, отношением к порученному делу. Значительно реже учитель задумывается об истинных причинах неуспеваемости и, естественно, о необходимости соответствующих мер по ее устранению. К сожалению, и литературы по этой теме не уж много. А ведь неуспевающие ученики есть, наверняка, в каждом классе. Особенно большой проблемой это является для начинающих учителей. Поэтому нашей целью является проанализировать причины неуспеваемости младших школьников и дать практические советы для борьбы с этой острейшей проблемой школы.
Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются психологические особенности неуспеваемости младших школьников.
Общая гипотеза – мы предполагаем, что причины неуспеваемости и психологической неготовность ребенка к школе взаимосвязаны. Психолог может оказать помощь в преодолении трудностей, возникающих у младших школьников в учебной деятельности, зная конкретные психологические причины этих трудностей и строя развивающую работу на этой основе.
Цель работы: изучить психологические особенности неуспевающих детей младшего школьного возраста.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. дать психологическую характеристику неуспевающих детей младшего школьного возраста;
2. раскрыть особенности проявления неуспеваемости младших школьников;
3. исследовать проблему неуспеваемости младших школьников в зарубежной и отечественной литературе;
4. разработать рекомендации по коррекции неуспеваемости в младшем школьном возрасте.
Глава 2:
ПУТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ УТРАТЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
1. поощрение готовности к поиску противоречий, несоответствий.
2. создание таких условий, при которых уже сам поиск доставлял бы удовлетворение независимо от его результата.
3. укрепление положительной самооценки ребенка
Представление ребенка о самом себе всегда страдает при повторяющихся неудачах, поэтому и при психологической, и при педагогической коррекциях важно уделять особое внимание подбору заданий и упражнений. Необходимо, чтобы в них включалось достаточное количество таких заданий, которые ребенок объективно может выполнить хорошо, и при этом они не были бы слишком легкими - чтобы он мог получить опыт преодоления трудностей. Реакция взрослого на ошибки детей с негативной самооценкой должна иметь форму помощи, а не порицания.
Другое существенное различие в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников - это различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции также начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами".
Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами"
Иногда в качестве программы психологической коррекции для не справляющихся с учением школьников предлагаются различные системы "развивающих занятий" для стимулирования познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Их развивающий эффект и последующее влияние на учебную деятельность определяются тем, насколько они привлекательны для ребенка, потому что дополнение тягостных школьных занятий такими же тягостными "развивающими занятиями" может привести к обратному, отрицательному результату.
Более эффективным представляется включение тренинговых упражнений в игровой форме непосредственно в процесс обучения, особенно это важно для преподавания наиболее трудно воспринимающихся детьми некоторых учебных предметов.
Заключение:
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка [15].
Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход - учителя и дети могут