Введение:
Использование в целях гуманизации воспитания младших школьников изобразительного искусства как наиболее эффективного средства передачи эмоционально-ценностного опыта отношения к миру, творческого опыта связано со свойственными младшим школьникам конкретностью восприятия, склонностью к подражательности, впечатлительностью, эмоциональной отзывчивостью и т. п. Прежде всего искусство (в том числе изобразительное) в наибольшей степени способствует формированию у детей младшего школьного возраста отношения к миру в единстве чувства и мысли, а также свободной, творческой, ответственной личности в целом, которая способна сопереживать другому человеку, другой нации, быть сопричастной природе и обществу(38, с.8).
Одно из главных мест в воспитании и развитии личности младших школьников средствами искусства принадлежит иллюстрации.
В «Кратком словаре терминов изобразительного искусства» (16) приводится следующее толкование термина «иллюстрация»:
Иллюстрация – разновидность искусства, в основном художественной графики, имеющая своим назначением образное пояснение (и отчасти дополнение) текста.
Человек, решивший посвятить свое творчество иллюстрации, должен развивать в себе такие качества как воображение, наблюдательность, зрительная память. Если ребенок хотя бы в небольшой степени наделен от природы этими качествами, он может их развить. Важно как можно больше рисовать с натуры, но, кроме того, где бы ни находился – запоминать лица, детали пейзажа, обстановки для того чтобы более точно рисовать их. То есть, рисование с натуры и постоянное рисование по памяти развивают наблюдательность и зрительную память. А воображение подсказывает зрительные образы прочитанных произведений.
Глава 2:
Преобразующий эксперимент осуществлялся в двух направлениях:
1. Ознакомление младших школьников со средствами художественной выразительности.
2. Ознакомление учащихся со спецификой деятельности художника-иллюстратора.
1 направление имело следующие задачи:
1) дополнение и систематизация учащихся о средствах художественной выразительности иллюстраций, о материалах и инструментах, которые используют художники-иллюстраторы;
2) формирование у детей умения выделять средства художественной выразительности;
3) воспитание эстетического вкуса и эмоционального отношения к творчеству художников-иллюстраторов.
Проявление того или иного средства художественной выразительности в иллюстрациях художников было прослежено с младшими школьниками на многих примерах с тем, чтобы избежать простого копирования в своих рисунках увиденного иллюстратора, поэтому мы добивались осознания учащимися выразительных средств илюстраций.
В соответствии с программными требованиями были рассмотрены следующие средства художественной выразительности: образная выразительность, формат, линия, пятно, ритм, контраст, симметрия и ассимитрия, пропорции, тон, светотень, штрих, контур, силуэт, цвет (колорит), характер мозока, точка зрения в композиции.
Данное направление было реализовано посредством бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество, а также практических работ учащихся.
Был использован и метод «вариативности впечатления» - показали, как названное средство художественной выразительности связано с тем или иным художественным образом, что способствовало правильному пониманию младшими школьниками выразительных возможностей каждого средства.
Беседы сопровождались демонстрацией наглядных материалов (иллюстраций), отбор которых для изучения младшими школьниками определяется следующими принципами:
- художественно-эстетическая ценность;
- разнообразие решений иллюстраций художниками (иллюстрации к первому произведению, выполненные различными художниками, а также иллюстрации одного художника, выполненные к различным произведениям);
- единство эстетического восприятия и художественной практики младших школьников.
2 направление имело задачи:
1) знакомство учащихся с творчеством ведущих художников-иллюстраторов, с некоторыми фактами их биографии, со спецификой их иллюстративной деятельности;
2) закрепление навыка определения средства художественной выразительности иллюстраций;
3) воспитание интереса младших школьников к иллюстративной деятельности, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса.
Данное направление было реализовано с помощью игр-экскурсий и бесед.
Заключение:
В ходе проведенного исследования мы подтвердили, что в настоящее время проблема обучения детей младшего школьного возраста искусству иллюстрации очень актуальна, так как учителя зачастую испытывают затруднения в определении доступного для учащихся содержания знаний о данном виде искусства, в выборе форм и методов ознакомления детей с ним. Поэтому в практике работы школьных учреждений иллюстрации как произведения особого вида искусства используются сравнительно редко.
Методика, разработанная нами с учетом работы отечественных педагогов-эстетов, рассматривающая особенности работы учителя с учащимися (и их родителями), эффективна в том случае, если:
1. учитываются возрастные особенности младших школьников, а также уровни их знаний и представлений об искусстве иллюстрации;
2. работа организуется с учетом ниже перечисленных звеньев:
а) знакомство учащихся с творчеством ведущих иллюстраторов детской книги;
б) стимулирование детей к высказыванию впечатлений, полученных от восприятия иллюстраций художников, к анализу средств художественной выразительности увиденных рисунков;
в) создание у младших школьников эмоциональной заинтересованности в выполнении собственных иллюстраций;
К особенностям знаний и представлений учащихся об искусстве иллюстрации можно отнести: дети, как правило, отличают иллюстрированные произведения от произведений других видов искусств, не называя их авторов. В целом чувствуют настроение автора иллюстраций, отражаемое в их сюжетах. Детям доступны некоторые средства художественной выразительности иллюстраций, но в словарном запасе младших школьников практически отсутствуют названия ведущих средств художественной выразительности и представления о них. Дети редко имеют представления об особенностях творчества художников-иллюстраторов. Что существенно сказывается на практических умениях школьников в изображении иллюстраций.