Дипломная по теме: Обучение младших школьников иллюстрированию

Название работы: Обучение младших школьников иллюстрированию

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Психолого-педагогические основы обечения детей искусству иллюстрации 6

1.1. Ознакомление младших школьников с иллюстрацией как предмет изучения педагогики 6

1.2 Психологические аспекты обучения детей искусству иллюстрации 23

1.3. Специфика иллюстрации и ее педагогические возможности 38

Выводы по главе I 42

Глава II. Методика обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию 44

2.1. Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации 44

2.2. Реализация методики обучения младших школьников искусству иллюстрации 48

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 57

Заключение 61

Список используемой литературы 63

Приложение

Выдержка:

Введение:

Использование в целях гуманизации воспитания младших школьников изобразительного искусства как наиболее эффективного средства передачи эмоционально-ценностного опыта отношения к миру, творческого опыта связано со свойственными младшим школьникам конкретностью восприятия, склонностью к подражательности, впечатлительностью, эмоциональной отзывчивостью и т. п. Прежде всего искусство (в том числе изобразительное) в наибольшей степени способствует формированию у детей младшего школьного возраста отношения к миру в единстве чувства и мысли, а также свободной, творческой, ответственной личности в целом, которая способна сопереживать другому человеку, другой нации, быть сопричастной природе и обществу(38, с.8).

Одно из главных мест в воспитании и развитии личности младших школьников средствами искусства принадлежит иллюстрации.

В «Кратком словаре терминов изобразительного искусства» (16) приводится следующее толкование термина «иллюстрация»:

Иллюстрация – разновидность искусства, в основном художественной графики, имеющая своим назначением образное пояснение (и отчасти дополнение) текста.

Человек, решивший посвятить свое творчество иллюстрации, должен развивать в себе такие качества как воображение, наблюдательность, зрительная память. Если ребенок хотя бы в небольшой степени наделен от природы этими качествами, он может их развить. Важно как можно больше рисовать с натуры, но, кроме того, где бы ни находился – запоминать лица, детали пейзажа, обстановки для того чтобы более точно рисовать их. То есть, рисование с натуры и постоянное рисование по памяти развивают наблюдательность и зрительную память. А воображение подсказывает зрительные образы прочитанных произведений.

Глава 2:

Преобразующий эксперимент осуществлялся в двух направлениях:

1. Ознакомление младших школьников со средствами художественной выразительности.

2. Ознакомление учащихся со спецификой деятельности художника-иллюстратора.

1 направление имело следующие задачи:

1) дополнение и систематизация учащихся о средствах художественной выразительности иллюстраций, о материалах и инструментах, которые используют художники-иллюстраторы;

2) формирование у детей умения выделять средства художественной выразительности;

3) воспитание эстетического вкуса и эмоционального отношения к творчеству художников-иллюстраторов.

Проявление того или иного средства художественной выразительности в иллюстрациях художников было прослежено с младшими школьниками на многих примерах с тем, чтобы избежать простого копирования в своих рисунках увиденного иллюстратора, поэтому мы добивались осознания учащимися выразительных средств илюстраций.

В соответствии с программными требованиями были рассмотрены следующие средства художественной выразительности: образная выразительность, формат, линия, пятно, ритм, контраст, симметрия и ассимитрия, пропорции, тон, светотень, штрих, контур, силуэт, цвет (колорит), характер мозока, точка зрения в композиции.

Данное направление было реализовано посредством бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество, а также практических работ учащихся.

Был использован и метод «вариативности впечатления» - показали, как названное средство художественной выразительности связано с тем или иным художественным образом, что способствовало правильному пониманию младшими школьниками выразительных возможностей каждого средства.

Беседы сопровождались демонстрацией наглядных материалов (иллюстраций), отбор которых для изучения младшими школьниками определяется следующими принципами:

- художественно-эстетическая ценность;

- разнообразие решений иллюстраций художниками (иллюстрации к первому произведению, выполненные различными художниками, а также иллюстрации одного художника, выполненные к различным произведениям);

- единство эстетического восприятия и художественной практики младших школьников.

2 направление имело задачи:

1) знакомство учащихся с творчеством ведущих художников-иллюстраторов, с некоторыми фактами их биографии, со спецификой их иллюстративной деятельности;

2) закрепление навыка определения средства художественной выразительности иллюстраций;

3) воспитание интереса младших школьников к иллюстративной деятельности, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса.

Данное направление было реализовано с помощью игр-экскурсий и бесед.

Заключение:

В ходе проведенного исследования мы подтвердили, что в настоящее время проблема обучения детей младшего школьного возраста искусству иллюстрации очень актуальна, так как учителя зачастую испытывают затруднения в определении доступного для учащихся содержания знаний о данном виде искусства, в выборе форм и методов ознакомления детей с ним. Поэтому в практике работы школьных учреждений иллюстрации как произведения особого вида искусства используются сравнительно редко.

Методика, разработанная нами с учетом работы отечественных педагогов-эстетов, рассматривающая особенности работы учителя с учащимися (и их родителями), эффективна в том случае, если:

1. учитываются возрастные особенности младших школьников, а также уровни их знаний и представлений об искусстве иллюстрации;

2. работа организуется с учетом ниже перечисленных звеньев:

а) знакомство учащихся с творчеством ведущих иллюстраторов детской книги;

б) стимулирование детей к высказыванию впечатлений, полученных от восприятия иллюстраций художников, к анализу средств художественной выразительности увиденных рисунков;

в) создание у младших школьников эмоциональной заинтересованности в выполнении собственных иллюстраций;

К особенностям знаний и представлений учащихся об искусстве иллюстрации можно отнести: дети, как правило, отличают иллюстрированные произведения от произведений других видов искусств, не называя их авторов. В целом чувствуют настроение автора иллюстраций, отражаемое в их сюжетах. Детям доступны некоторые средства художественной выразительности иллюстраций, но в словарном запасе младших школьников практически отсутствуют названия ведущих средств художественной выразительности и представления о них. Дети редко имеют представления об особенностях творчества художников-иллюстраторов. Что существенно сказывается на практических умениях школьников в изображении иллюстраций.

Похожие работы на данную тему