Дипломная по теме: Развитие пространственного мышления учащихся 5-6 классов средствами оригами при проведении внеклассной работы по математике

Название работы: Развитие пространственного мышления учащихся 5-6 классов средствами оригами при проведении внеклассной работы по математике

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение

1. Научные основы развития пространственного мышления учащихся

1.1. Мышление и его виды

1.2. Структура пространственного мышления

1.3. Проблема развития пространственного мышления учащихся

2. Методика развития пространственного мышления учащихся на занятиях математического кружка

2.1. Внеклассная работа по математике, ее виды и формы

2.2. История оригами, его место в современном обучении

2.3. Методика проведения кружка «Оригами».

2.4. Результаты эксперимента

Заключение

Литература

Приложения

Выдержка:

Введение:

Развитие пространственного мышления – одна из задач обучения учащихся математике в средней общеобразовательной школе, которая задается в программе среднего общего образования по математике.

Слабое развитие пространственного мышления учащихся тормозит их обучение, как геометрии, так и другим школьным предметам; препятствует приобретению профессий связанных с графической деятельностью. С. Верченко, И. Каплунович, В. Гусев свидетельствуют о том, что недостаточное развитие пространственного мышления мешает успешному усвоению геометрии; существенно затрудняет овладение графическими дисциплинами в вузе. Таким образом, возникает проблема, заключающаяся в противоречии между требуемым в программе по математике уровнем развития пространственного мышления учащихся и имеющимся.

Решение этой проблемы важно осуществлять как на уроках геометрии, так и во внеклассной работе, которую необходимо проводить уже с 5-6 классов. Наше внимание привлекло оригами - японское искусство складывания из бумаги.

В результате анализа изученной нами литературы по психологии пространственного мышления, а также о возможностях оригами в обучении позволил сделать вывод, что оригами может быть эффективным средством развития пространственного мышления учащихся 5-6 классов, так как:

• развивает пространственное воображение и умение оперировать с образами, т. к. с листом бумаги производятся разнообразные операции, в процессе складывания из бумаги учащиеся оказываются в условиях, когда необходимо представить и изготовить фигурку оригами;

Глава 2:

Такой подход оживляет и заметно облегчает усвоение целого ряда абстрактных, и потому сложных для освоения многими учащимися геометрических понятий, делает их изучение более ясным и доступным, убеждает в правильности классических утверждений, теорем. Ученики учатся понимать то, о чем говорят сами, и то, что говорят другие, учатся мыслить. Стоит ли подчеркивать всю важность этого для сегодняшней школы?

Оригами преподают в детских садах, начальной школе. Элементы оригами в школьном образовании использовались многими педагогами.

Анализ изученной нами литературы позволяет сделать вывод, что оригами может быть эффективным средством развития пространственного мышления, так как:

• в оригами используются фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, изучаемые в соответствии с программой по математике в 5-6 классах, т. е. конкретизируются абстрактные геометрические понятия, формируются пространственные представления об этих фигурах;

• помогает развитию графических навыков, важных для развития пространственного мышления;

• учит читать чертежи, по которым складываются фигурки, т. е. ставит перед необходимостью представливать то, что изображено на чертеже;

• улучшает пространственное воображение и умение оперировать с образами, т. к. с листом бумаги производятся разнообразные операции, показанные на схеме.

Таким образом, занятие оригами имеет тесную связь с курсом математики 5-6 класса, поэтому средством развития пространственного мышления учащихся 5-6 классов мы выбрали оригами. В работах С.В. Опаричевой [13], Н.А. Плотниковой [15], Н.И. Хохловой [27] отмечается, что занятие оригами:

• учит концентрировать внимание;

• стимулирует развитие памяти;

• развивает уверенность в своих силах и способностях;

• развивает навыки самоконтроля;

• помогает найти общий язык с другими учащимися.

Заключение:

Основные результаты нашей работы сводятся к следующему:

1) Проведен анализ научно-методической литературы по теме ВКР.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что проблемой мышления и его видов занимались многие известные ученые, такие как Гальперин П.Я., который большое внимание уделяет процессу решения мыслительных задач, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко. Существует множество книг и статей, задевающих эту область знания. Довольно интересные факты мышления приводятся у А.С. Штерна, такие как положительные и отрицательные качества мышления. ([26],с.220) Одним из наиболее интересных видов мышления является пространственное мышление. Пространственное мышление тесно связано с другими видами мышления. В своих наиболее развитых и самостоятельных формах пространственное мышление выступает в контексте образного мышления и является его разновидностью. Оно выступает как важный компонент при решении многих задач, которые требуют оперирования пространственными образами.

2) Описана сущность пространственного мышления с позиции педагогики и психологии.

Процесс установления пространственных отношений и оперирование ими есть сложный, многоуровневый процесс, куда включаются различные психические функции. Исследования различных ученых, таких как И.В. Тихомирова, В.С. Столетов, Б.Г. Ананьев, Ф.Н. Шемякин свидетельствуют о том, что учащиеся обладают неодинаковыми возможностями в создании и оперировании пространственными образами.

Так, например, в математике особое внимание обращено на формирование у школьников обобщенных приемов выполнения геометрических преобразований. Широко используются задания на составление разверток. Но развитие пространственного мышления у школьников пока осуществляется недостаточно. Нет научно разработанной системы этого развития, исходя из знаний его психологических особенностей. Вместе с тем, потенциальные возможности учащихся используются далеко не полно.

Похожие работы на данную тему