Введение:
Развитие пространственного мышления – одна из задач обучения учащихся математике в средней общеобразовательной школе, которая задается в программе среднего общего образования по математике.
Слабое развитие пространственного мышления учащихся тормозит их обучение, как геометрии, так и другим школьным предметам; препятствует приобретению профессий связанных с графической деятельностью. С. Верченко, И. Каплунович, В. Гусев свидетельствуют о том, что недостаточное развитие пространственного мышления мешает успешному усвоению геометрии; существенно затрудняет овладение графическими дисциплинами в вузе. Таким образом, возникает проблема, заключающаяся в противоречии между требуемым в программе по математике уровнем развития пространственного мышления учащихся и имеющимся.
Решение этой проблемы важно осуществлять как на уроках геометрии, так и во внеклассной работе, которую необходимо проводить уже с 5-6 классов. Наше внимание привлекло оригами - японское искусство складывания из бумаги.
В результате анализа изученной нами литературы по психологии пространственного мышления, а также о возможностях оригами в обучении позволил сделать вывод, что оригами может быть эффективным средством развития пространственного мышления учащихся 5-6 классов, так как:
• развивает пространственное воображение и умение оперировать с образами, т. к. с листом бумаги производятся разнообразные операции, в процессе складывания из бумаги учащиеся оказываются в условиях, когда необходимо представить и изготовить фигурку оригами;
Глава 2:
Такой подход оживляет и заметно облегчает усвоение целого ряда абстрактных, и потому сложных для освоения многими учащимися геометрических понятий, делает их изучение более ясным и доступным, убеждает в правильности классических утверждений, теорем. Ученики учатся понимать то, о чем говорят сами, и то, что говорят другие, учатся мыслить. Стоит ли подчеркивать всю важность этого для сегодняшней школы?
Оригами преподают в детских садах, начальной школе. Элементы оригами в школьном образовании использовались многими педагогами.
Анализ изученной нами литературы позволяет сделать вывод, что оригами может быть эффективным средством развития пространственного мышления, так как:
• в оригами используются фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, изучаемые в соответствии с программой по математике в 5-6 классах, т. е. конкретизируются абстрактные геометрические понятия, формируются пространственные представления об этих фигурах;
• помогает развитию графических навыков, важных для развития пространственного мышления;
• учит читать чертежи, по которым складываются фигурки, т. е. ставит перед необходимостью представливать то, что изображено на чертеже;
• улучшает пространственное воображение и умение оперировать с образами, т. к. с листом бумаги производятся разнообразные операции, показанные на схеме.
Таким образом, занятие оригами имеет тесную связь с курсом математики 5-6 класса, поэтому средством развития пространственного мышления учащихся 5-6 классов мы выбрали оригами. В работах С.В. Опаричевой [13], Н.А. Плотниковой [15], Н.И. Хохловой [27] отмечается, что занятие оригами:
• учит концентрировать внимание;
• стимулирует развитие памяти;
• развивает уверенность в своих силах и способностях;
• развивает навыки самоконтроля;
• помогает найти общий язык с другими учащимися.
Заключение:
Основные результаты нашей работы сводятся к следующему:
1) Проведен анализ научно-методической литературы по теме ВКР.
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что проблемой мышления и его видов занимались многие известные ученые, такие как Гальперин П.Я., который большое внимание уделяет процессу решения мыслительных задач, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко. Существует множество книг и статей, задевающих эту область знания. Довольно интересные факты мышления приводятся у А.С. Штерна, такие как положительные и отрицательные качества мышления. ([26],с.220) Одним из наиболее интересных видов мышления является пространственное мышление. Пространственное мышление тесно связано с другими видами мышления. В своих наиболее развитых и самостоятельных формах пространственное мышление выступает в контексте образного мышления и является его разновидностью. Оно выступает как важный компонент при решении многих задач, которые требуют оперирования пространственными образами.
2) Описана сущность пространственного мышления с позиции педагогики и психологии.
Процесс установления пространственных отношений и оперирование ими есть сложный, многоуровневый процесс, куда включаются различные психические функции. Исследования различных ученых, таких как И.В. Тихомирова, В.С. Столетов, Б.Г. Ананьев, Ф.Н. Шемякин свидетельствуют о том, что учащиеся обладают неодинаковыми возможностями в создании и оперировании пространственными образами.
Так, например, в математике особое внимание обращено на формирование у школьников обобщенных приемов выполнения геометрических преобразований. Широко используются задания на составление разверток. Но развитие пространственного мышления у школьников пока осуществляется недостаточно. Нет научно разработанной системы этого развития, исходя из знаний его психологических особенностей. Вместе с тем, потенциальные возможности учащихся используются далеко не полно.