Введение:
Коренные социально-экономические преобразования в нашей стране, в первую очередь изменение экономической ситуации, становление рыночных отношений не могли не затронуть все сферы жизнедеятельности российского общества, в том числе и социальную.
Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижению соответствующего возраста обеспечена Конституцией РФ, в которой отмечено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1, с.7].
Пенсионное обеспечение, несомненно, является одной из основных функций государства, задача которого в этой сфере - обеспечение возможности каждого трудоспособного гражданина влиять на размер своей будущей пенсии; обеспечение соответствия ее размера трудовому вкладу конкретного работника. Такой подход к пенсионному обеспечению приводит к тому, что необходимость задумываться о будущей пенсии возникает перед каждым гражданином уже в молодом возрасте, а не только при достижении им пенсионного возраста [2, с.17].
К сожалению, ситуация, сложившаяся в сфере пенсионного обеспечения, свидетельствует об отсутствии у государства в данный момент возможности выплаты пенсии в размерах, соответствующих размерам хотя бы прожиточному минимуму.
Пенсионная реформа в настоящее время не случайна, если принять во внимание, что ранее действующий закон о государственных пенсиях был принят более десяти лет назад и не соответствовал изменившимся условиям жизни. Несмотря на то, что за эти годы пенсионная система претерпела существенные изменения, затронувшие ее финансовые и организационные институты (имеется в виду создания Пенсионного фонда, сокращение до минимума дотаций федерального бюджета на пенсионное обеспечения, появление негосударственных пенсионных фондов), тем не менее, обеспечить ее эффективную работу не удалось. Негативные демографические изменения, которые, по прогнозам, должны обострить социально-экономическую ситуацию в России в ближайшие 10-15 лет, заставляют искать новые подходы в решение задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Глава 3:
Взносы, зачисленные в специальную часть индивидуальных лице¬вых счетов, дополнительные обязательные взносы на профессиональ¬ное пенсионное страхование, отраженные в специальной части инди¬видуального лицевого счета, при ведении его на накопительной осно¬ве, а также начисленный доход от их инвестирования формируют пен¬сионные резервы.
Инвестирование пенсионных резервов осуществляется управляю¬щими компаниями, определяемыми на конкурсной основе. Правительством РФ проведен конкурс среди управляющих компаний. В результате рассмотрения конкурсной комиссией поступивших от претендентов заявок, были признаны победителями конкурса по отбору управляющих компаний 55 участников конкурса (приложение Г). Выбор управляющей компании – непростое дело. Очень важно понимать, что ответственность за принятое решение лежит только на застрахованном лице. Если вы определились, какую управляющую компанию (одну) вы намерены вложить средства, накопленные специальной частью вашего лицевого счета, ее название следует вписать в банк заявления и отправить это заявление по почте, предварительно заверив свою подпись у нотариуса, или принести лично в орган ПФР по месту жительства. Выбрать управляющую компанию можно только один раз в году. Если же относитесь к категории «молчунов», ваши пенсионные накопления уйдут в государственную управляющую компанию [18, с.24].
Но в любом случае ваши деньги будут работать, увеличивая накопительную часть трудовой пенсии. Кстати говоря, откликнулись на «письма счастья» всего 700 тысяч россиян, заявив о выборе той или иной частной управляющей компании.
Управля¬ющие компании осуществляют операции с пенсионными резервами в соответствии с ограничениями по составу и структуре активов, уста¬навливаемыми Правительством Российской Федерации.
Специализированный депозитарий на основе договора осуще¬ствляет ежедневный контроль за соблюдением управляющей ком¬панией ограничений по инвестированию пенсионных резервов, правил размещения пенсионных резервов, состава и структуры пен¬сионных резервов, установленных нормативными правовыми ак¬тами. Выбор специализированного депозитария осуществляется на конкурсной основе в порядке, определяемом Правительством Рос¬сийской Федерации.
Управляющая компания и специализированный депозитарий, осу¬ществляющие деятельность по инвестированию пенсионных резервов, должны иметь соответствующие лицензии.
Заключение:
С 1 января 2002 года на территории России действует пенсионная реформа, коренным образом изменившая всю законодательную базу, регулирующую систему пенсионного обеспечения. Основу пенсионной реформы составили принятые в декабре 2001 года Законы:
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ;
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ;
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №166-ФЗ.
Пенсионная реформа в будущем коснется всех жителей страны. По мнению специалистов, к 2015 - 2016 годам произойдет переход от солидарной, или распределительной, системы – когда все средства, собранные в качестве пенсионных взносов с работающих, распределялись и выплачивались пенсионерам – к накопительной схеме, по которой каждый работник сможет своими доходами влиять на размер будущей пенсии [23, с. 32].
Суть пенсионной реформы заключается в переходе на совершенно новый принцип пенсионного обеспечения – на основе пенсионного страхования.
Прежняя пенсионная система, основанная на принципе распределения, обеспечивала:
- низкий уровень размеров пенсии;
- недостаточный учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы;
- «уравниловку».
Пенсионное законодательство было сложным, содержало множество льгот и преимуществ, для отдельных категорий граждан за счет других.
Для финансового обеспечения такой пенсионной модели необходимо иметь 3-х работающих на 1 пенсионера. Сейчас в России такое соотношение уже равно 1,25. В перспективе это соотношение будет продолжать снижаться.