Введение:
Одной из основных задач обучения в средней школе является формирование умений учащихся, в том числе и графических.
Вовремя и правильно сформированные умения – важное условие продвижения учащихся в учении, подготовки их к будущей деятельности. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательной школы является обеспечение условий для развития графических умений и навыков каждого ученика, на основе учета при этом его возрастных и индивидуальных особенностей.
В курсе математики графические умения формируются при изучении всех разделов геометрии, в том числе и стереометрии. В основе графической подготовки школьников важную роль играют предметы рисование и черчение, а основная роль отведена геометрии. Программы общеобразовательных школ по рисованию, черчению и геометрии предусматривает развитие и совершенствование графических умений учащихся.
Как показывают результаты выпускных экзаменов в школах и вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, уровень графических знаний, умений и навыков у выпускников средних школ является невысоким.
Анализ учебников по геометрии 10-11 классов показывает, что они недостаточно ориентированы на формирование графических умений учащихся. В учебно-методической литературе этот вопрос разработан недостаточно.
Поскольку графическая подготовка является важным условием полноценной подготовки выпускников средней школы, то встает проблема совершенствования методики формирования графических умений учащихся при обучении математике в общеобразовательной школе.
Целью этой работы является выявление эффективных средств формирования графических умений учащихся и методическая разработка этих средств на этапе обучения стереометрии в 10-11 классах общеобразовательных школ.
Объектом изучения в данной работе являются особенности выполнения изображений пространственных фигур.
Глава 2:
На основе проведенного нами анализа системы задач школьных учебников Атанасяна Л.С. и Шарыгина И.Ф. можно сделать следующие выводы.
В учебнике Атанасяна приведено 50 задач на формирование выделенных нами умений, что составляет 60,9% от количества задач, которые отводятся главе «Многогранники». Очень мало задач на изображение двугранного угла неправильной пирамиды и на изображение высот в различных призмах.
А в учебнике Шарыгина на формирование выделенных нами умений приведено 21 задача, что составляет 42% от количества задач, которые отводятся главе «Многогранники». Причем из них отводится 16 задач для различных видов пирамид, и всего лишь 5 для призм. Всего одна задача на изображение высоты наклонной призмы, чего совершенно не достаточно для формирования этого умения. Но в то же время в этом учебнике уделяется большое внимание на формирование других умений: построение сечений, построение общего перпендикуляра скрещивающихся прямых.
Цель проведенного анализа – это изучить состояние вопроса о формировании графических умений учащихся.
Мы видим, что система задач на формирование выделенных нами умений реализована не достаточно хорошо.
Заключение:
Проведенная нами работа позволяет сделать следующие выводы.
Знание особенностей наглядных изображений пространственных фигур является необходимым условием успешного овладения геометрией особенно в старших классах.
Формирование графических умений происходит при обучении черчению, изобразительному искусству и математики. Однако уровень изображения правильных и наглядных чертежей выпускников средней школы оставляет желать лучшего.
Одной из причин этого является отсутствие систематической и продуманной работы по формированию графических умений учащихся на уроках стереометрии.
Таким образом, одним из средств формирования графических умений мы считаем специально подобранную совокупность упражнений при изучении стереометрии.
В процессе исследования были решены все поставленные частные задачи.