Введение:
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном на-логообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на до-бавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно воз-растает. Так, на протяжении 1995 - 2001 годов доля НДС в налоговых доходах бюджета Российской Федерации увеличилась с 42 до 46 %. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.
Налог на добавленную стоимость широко использу¬ется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Специалисты в области нало-гообложения называют три основные группы причин, делающих целе¬сообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государст-вен¬ные доходы, ему свойственны нейтральность и, конечно же, эффективность. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных дохо-дов, что эквивалентно примерно 5 - 10 % валового национального продукта. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначи-тельную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога со¬ставляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначитель¬ное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные по-зиции секторов эконо¬мики .
НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплатель¬щика. Во - первых, от него труднее уклониться. Во - вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В - третьих, он в большей степени повы-шает заинтере¬сованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.
Однако, несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд нерешен-ных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использова-ния НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодатель-ства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно.
В России НДС взимается с 1992 г. на основе Закона «О налоге на добав-ленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1. Для России это был новый вид налога, заменивший два действовавших до этого (с оборота и продаж). Он принадлежит к числу федеральных налогов. Последнее означает, что НДС взи-мается на всей территории страны и устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом процесс взимания НДС в нашей стране обла-дает целым комплексом особенностей, отражающих реалии российской эконо-мики, финансов, процедуры бухгалтерского учета, уровень готовности к ново-му налогу финансовых кадров и налогоплательщиков, а также целый ряд про-блем, связанных с современным процессом формирования российского рынка
Глава 3:
Как показывает анализ практики взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации действующая система исчисления налога содержит в себе значительные недостатки, требующие коренного ее пересмот-ра. Причем изменению должны подвергнуться не только отдельные ее части и элементы, но сама система исчисления требует нового подхода к ее рассмотре-нию.
Российское законодательство по НДС характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Огромное количество законодательных ак-тов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих поря-док исчисления налога, требуют своей унификации, так как их многочислен-ность и разрозненность является причиной ряда распространенных нарушений порядка исчисления и уплаты налога.
Кроме этого ряд действующих положений законодательства требуют своего изменения или корректировки. К ним относятся:
1) проблема специального порядка определения облагаемого оборота по НДС (в виде разницы между продажными ценами и ценами приобретения то-варов, включающими НДС) для организаций розничной торговли и обществен-ного питания. Нечеткость законодательства по вопросу определение оптового или розничного товарооборота приводит в настоящее время к многочисленным нарушениям со стороны налогоплательщиков, а также создает множество кон-фликтных ситуаций, решение которых приходится проводить через арбитраж-ные суды. Согласно действующего законодательства существует две трактовки розничного товарооборота. Принципиальные отличия розничной торговли от других ее видов установлены в статье 492 части 2 Гражданского Кодекса РФ, однако налоговые органы при определении принадлежности торговых опера-ций к розничным пользуются Инструкцией по учету розничного товарооборота и товарных запасов в предприятиях розничной торговли и общественного (мас-сового) питания, утвержденной Постановлением Госкомитета РФ по статисти-ке от 08.02.93 г. № 17. Различные толкования этих документов и создают кон-фликтные ситуации от которых не выигрывают ни налоговые органы, ни нало-гоплательщики. В этой связи чрезвычайно актуальным становится вопрос не-обходимости использования законов прямого действия, так как это сделает законодательство более понятным;
2) особый порядок исчисления НДС по предприятиям розничной тор-говли и общественного питания, а также невключение индивидуальных пред-принимателей в число налогоплательщиков НДС создает определенные труд-ности не только самим предприятиям розничной торговли и частным предпри-нимателям, но и являются причиной многочисленных нарушений со стороны налогоплательщиков, выражающиеся в самостоятельном выделении налога в расчетных документах и необоснованном отнесении сумм НДС по ним на рас-четы с бюджетом;
Заключение:
Налог на добавленную стоимость (НДС) - является одним из самых важных и в то же время самых сложных для исчисления налогов. В основу ис-числения этого налога положено понятие «добавленной стоимости». Западная концепция НДС определяет добавленную стоимость как основу исчисления налога. При этом под основой исчисления налога - вознаграждением - понима-ется вся сумма расходов потребителя, необходимая ему для получения предме-та потребления, за исключением расходов на НДС. Таким образом, только НДС не входит в основу его исчисления, все же остальные издержки, например транспортные расходы, прочие налоги на потребление, все прочие расходы, связанные с осуществлением оборота и т. п., являются составной частью возна-граждения. Сам же налог взимается с покупателя подавляющего большинства товаров и услуг на каждой стадии их производства и продвижения к конечному потребителю. При этом сумма налога, прибавляемая к стоимости товара, опре-деляется исходя из его рыночной цены и установленной ставки налога. В то же время налог, уплачиваемый предприятиями в бюджет, представляет собой раз-ницу между налогом, включенным в стоимость товара (полученным с потреби-теля), и налогом, возмещенным изготовителям за поставку материалов и ком-плектующих изделий. Таким образом, налог рассчитывается пропорционально стоимости, добавленной на соответствующей стадии обработки.
Отечественная экономическая теория рассматривает показатель добав-ленной стоимости как разность между стоимостью товара и материальными затратами на его производство. Однако в наших условиях технически крайне сложно выделить все материальные затраты (на сырье, материалы, топливо, энергию, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты и производст-венные услуги сторонних организаций, оказанные данному предприятию), на-шедшие отражение в себестоимости реализованной продукции, так как система бухгалтерского учета затрат и себестоимости продукции построена у нас таким образом, что материальные затраты можно определить достаточно достоверно лишь в расчете на валовую продукцию (материальные затраты в общей сумме затрат на производство по элементам), а в расчете на товарную продукцию учет затрат ведется по калькуляционным статьям. Многие из этих статей являются комплексными (цеховые расходы, расходы на содержание и эксплуатацию обо-рудования, потери от брака, общезаводские расходы, прочие производственные расходы, непроизводственные расходы), и выделить из них материальные за-траты очень трудно. Поэтому принят иной, упрощенный порядок расчета НДС, который позволяет определить сумму налога без установления величины самой добавленной стоимости.