Введение:
Пытаясь перейти к рыночной экономике наша страна столкнулась с множеством проблем, которые необходимо срочно решать, так как без их решения не может существовать ни одна экономика. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции (9).
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.
Глава 2:
От уплаты налога на землю освобождены :
• граждане, занимающиеся народными художественными промыслами,
• участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых распространяются льготы, установленные для участников ВОВ.
• инвалиды 1 и 2 групп,
• граждане, подвергшиеся воздействию радиации,
• военнослужащие и граждане, уволенные в запас до достижения предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или организационно-штатными мероприятиями, если общая продолжительность их службы 20 лет и более.
• члены семей военнослужащих, УВД, учреждений уголовно-исправительной системы потерявшие кормильца при исполнении служебных обязанностей,
• Герои Советского Союза, Герои РФ, Социалистического труда, полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы, и за "Службу Родине в вооруженных силах СССР".
• граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, на первые пять лет после предоставления земли.
• граждане, получившие для сельхознужд нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 10 лет пользования.
Пример. гр. Тимофеев В.В. 1935 г.р. в согласно свидетельства на землю по состоянию на 1.01.2002 года имеет земельный участок площадью 100 кв.м., находящийся в границах Николаевского р-на. В соответствии с Законом РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 года, с учетом изменений и дополнений к нему, Законом РФ «О федеральном бюджете на 2002 год» от 30.12.2001 года №194 – фа, Закона Ульяновской области «О плате за землю на территории Ульяновской области» от 29.04.2000 года № 014 – 30 и решения депутатов Николаевского района Ульяновской области Тимофееву В.В. исчислен налог на землю по ставке 28 руб. 80 коп. за 1 кв. м, всего на сумму 288 рублей с площади земельного участка 100 кв. м. Так как Тимофеев В.В. является пенсионером (пенсионное удостоверение № 073860 от 3.04.1995 года), в соответствии с законом по Ульяновской области «О плате за землю на территории Ульяновской области» от 29.04.2000 года № 014 – 30 в части дохода, поступающего в областной бюджет. он освобожден от уплаты налога в размере 35%, в сумме 100 руб. 80 коп. и на основании решения депутатов Николаевского района в части дохода, поступающего в местный бюджет – на 50% в сумме 144 руб. Таким образом, Тимофеев В.В. обязан уплатить земельный налог в размере 15% от исчисленного налога в сумме 43 руб. 20 коп. в федеральный бюджет.
Заключение:
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе (7).
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги.