Дипломная по теме: Развитие коммуникационных умений учащихся при использовании групповых форм организации учебной деятельности

Название работы: Развитие коммуникационных умений учащихся при использовании групповых форм организации учебной деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

79 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 5

1.1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ 5

1.2. КОММУНИКАЦИЯ КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗНАНИЯ 11

1.3. АНАЛИЗ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ 26

2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 34

2.1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ 34

2.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ 46

2.3. УЧЕТ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ 53

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 58

3.1. ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ 58

3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА 66

4. ОПРОБОВАНИЕ МЕТОДИКИ 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

Выдержка:

Введение:

Актуальность. Современное состояние образования характеризуется тен-денцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особен-ностями и т.д.

Таким образом, общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

Средний школьный возраст является ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу среднего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Педагогическое общение состоит из 2-х компонентов: вербального и не-вербального. С одной стороны, они дополняют друг друга, с другой - противо-речат.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния групповой деятельности на развитие личности и межлично-стных коммуникационных отношений школьников, ее малой разработанно-стью; а также значимостью и неразработанностью проблем коммуникации в педагогическом процессе.

ЦЕЛЬ. Выявить влияние особенностей групповых форм организации учеб-ной деятельности на развитие коммуникационных умений школьников.

ГИПОТЕЗА. Особенности видов педагогических коммуникаций будут:

 взаимосвязаны с развитием личностных свойств и социальным статусом школьников;

Глава 3:

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и чет¬вертый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совме-стного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совмес¬тно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет инди¬видуальных особенностей учащихся, открывает боль-шие возможности для коопери¬рования, для возникновения коллективной по-знавательной деятельности.

Классификационные параметры технологии:

 по уровню применения: все уровни.

 по философской основе: приспосабливающаяся.

 по основному фактору развития: социогенная.

 по концепции усвоения: приспосабливающаяся.

 по ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся.

 по характеру содержания: проникающая.

 по типу управления познавательной деятельностью: система малых групп:

 по организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная (групповая).

 по подходу к ребенку: сотрудничество.

 по преобладающему методу: диалогическая.

 по категории обучаемых: все категории.

Акценты целей

 обеспечение активности учебного процесса.

 достижение высокого уровня усвоения содержания.

Концептуальные позиции

Гипотеза: способ организации деятельности детей является особым фак-тором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как кол-лективная деятельность предполагают:

 взаимное обогащение учащихся в группе;

 организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

 распределение начальных действий и операций (задается системой зада-ний, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

 коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учеб-ной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов дей-ствия;

 обмен способами действия - задается необходимостью построения различ-ных способов для получения совокупного продукта деятельности – реше-ния проблемы;

 взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совмест-ную деятельность;

 рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собст-венному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

 класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учеб-ных задач;

 каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным ру-ко¬водством лидера группы или учителя;

 задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учи¬тывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

 состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с мак¬симальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и харак¬тера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школь¬ников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Заключение:

Применение групповых форм обучения существенно по¬вышает эффектив-ность уроков труда в начальных классах. Дети легко и с удовольствием вклю-чаются в работу парами, помо¬гая друг другу, быстро усваивают использование шаблонов, приобретают навыки работы с ними, которые способствуют успеш-ному выполнению творческих заданий в группе. Напри¬мер, второклассники на уроках труда составляют аппликации для полотенец из растительных форм и геометрических фи¬гур; ученики третьего класса придумывают новогодние компо¬зиции, используя хвойные ветви, пенопласт, мишуру и елоч¬ные гирлян-ды.

Очень хорошо проходят групповые занятия по такой теме, как «Посадка черенков комнатных растений», когда ученики, предварительно разделившись на группы, знакомятся с пра¬вилами пересадки комнатных растений, готовят для этого ма¬териал: цветочные горшки, садовую землю, совки и лопатки, после че-го приступают к работе.

Эти уроки воспитывают в ребятах бережное отношение к ком¬натным рас-тениям, учат беречь цветы в классе и дома, приучают к труду и организации коллективной деятельности в группе.

Таким образом, групповая форма работы делает урок бо¬лее интересным, живым, воспитывает у учащихся сознатель¬ное отношение к учебе, активизиру-ет мыслительную деятель¬ность, дает возможность многократно повторять ма-териал, закреплять и контролировать усвоение знаний.

Похожие работы на данную тему