Дипломная по теме: Роль бюджета в социальном развитии региона

Название работы: Роль бюджета в социальном развитии региона

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

Введение . 3

Глава 1. Теоретические основы бюджетного процесса в Российской Федерации . 5

1.1. Сущность бюджета, основные задачи и направление современной бюджетной олитики.5

1.2. Межбюджетные отношения в области социального развития.14

1.3. Опыт зарубежных стран в решении социальных проблем. . 24

Глава 2 .Роль бюджета в социальном развитии региона . 29

2.1. Содержание региональной социальной политики.29

2.2. Финансовая помощь федерального бюджета субъектам РФ.42

2.3. Расчет компенсационных выплат участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и другим категориям граждан.53

Заключение.59

Список использованной литературы.62

Выдержка:

Введение:

Долгое время бюджет как экономическая категория не получал признания. Лишь в последние годы бюджет с позиции экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиции законодательного управления финансовой базы государства - как его финансовый план.

С переходом к рыночным отношениям в нашей стране бюджет становится одним из главных инструментов государства в проведении социально-экономической политики.

Бюджетная информация помогает руководителю наблюдать за тем, как решаются задачи, стоящие перед ними и оценивать, насколько достигаются те или иные цели, установленные в планах и бюджете государственного органа.

Прежде чем рассматривать планирование и исполнение расходной части государственного бюджета в сфере социальных выплат, необходимо сначала уточнить государственные расходы.

Каково определение государственных расходов в макроэкономическом смысле для выполнения социальных проблем, стоящих перед государством? Каковы источники данных для агрегированных показателей государственных расходов? Как лучше всего составлять прогнозы расходов на краткосрочную перспективу с учетом социальных проблем?

Экономистам, занимающимся налогово-бюджетной политикой и управлением государственными финансами необходимо хорошо разбираться в том, как планируется, составляется и исполняется расходная часть бюджета.

Черезвычайно остро стоит проблема ответственности участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование , нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд, другие нарушения бюджетных процедур.

Целью исследования является изучение основ бюджетного процесса в Российской Федерации, рационального

Глава 2:

До принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство и бюджетная практика постоянно «размывали» эти два понятия – собственные и регулирующие доходы./2/.

Действительно, разделить их достаточно трудно, поскольку в обоих случаях речь могла идти о частях (долях) доходов.

Бюджетный кодекс Российской Федерации разделяет собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года).

Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает.

Так, собственные доходы регламентируются бюджетным и налоговым законодательством в целом, а регулирующие доходы – законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о соответствующем бюджете на очередной год.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации имеет следующие формы:

1.Дотации или субвенции на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

2.Субвенции на финансирование отдельных целевых расходов.

Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюд-жетной системы на безвозмездной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

В соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого исполь-зования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства/1/.

Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов /Приложение 4/.

Заключение:

При написании данной работы преследовалась следующая цель – определить значимость и верность создания относительно нового органа финансового управления государства – федерального казначейства, сформулировать основные принципы бюджетного процесса , основные направления в социальной политике государства на региональном уровне, показать на примере органов федерального казначейства роль федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации в плане выполнения социальных провительственных программ.

В процессе исследования данной проблемы, выявились некоторые интересные аспекты – это принятие Бюджетного кодекса, с четким разграничением полномочий соответствующих уровней бюджетов , дальнейшее развитие межбюджетных отношений, пути совершенствования бюджетного процесса , процентное соотношение доли социальных программ в бюджете Российской федерации, переход региональных и муниципальных бюджетов на казначейскую систему исполнения.

Душевой принцип выделения дотаций сохранен, однако они выделяются на более укрупненные задачи и цели. Конкретные суммы дотаций определяются в областях. Тем самым областям возвращена часть их компетенций, которой они были лишены при создании местного самоуправления. В этой связи уместно заметить, что с принятием принципа самоуправления , администрации областей и районов оказались в двойственном, до известной степени неопределенном положении.

С одной стороны, они являются органами регионального управления, проводят и координируют деятельность бюджетополучателей в этих сферах с учетом особенностей отдельных районов и региона в целом. Для выполнения этих функций они, казалось бы, должны быть наделены средствами и правом их расходования.

Похожие работы на данную тему