Дипломная по теме: Роль бюджета в социально-экономическом развитии региона

Название работы: Роль бюджета в социально-экономическом развитии региона

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

75 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы бюджетного процесса в Российской Федерации 7

1.1 Сущность бюджета, основные задачи и направления современной 7

бюджетной политики

1.2 Опыт зарубежных стран в решении социальных проблем 22

Глава 2 Роль бюджета в социально-экономическом развитии региона 26

2.1 Содержание региональной социальной политики 26

2.2 Финансовая помощь федерального бюджета субъектам РФ 42

Глава 3 Проблемы межбюджетных отношений 50

3.1 Межбюджетные отношения в области социального развития 50

3.2 Межбюджетные отношения на муниципальном уровне 60

Заключение 66

Список использованных источников 70

Выдержка:

Введение

Долгое время бюджет как экономическая категория не получал признания. Лишь в последние годы бюджет с позиции экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиции законодательного управления финансовой базы государства - как его финансовый план.

С переходом к рыночным отношениям в нашей стране бюджет становится одним из главных инструментов государства в проведении социально-экономической политики.

Бюджетная информация помогает руководителю наблюдать за тем, как решаются задачи, стоящие перед ними и оценивать, насколько достигаются те или иные цели, установленные в планах и бюджете государственного органа.

Прежде чем рассматривать планирование и исполнение расходной части государственного бюджета в сфере социальных выплат, необходимо сначала уточнить государственные расходы.

Каково определение государственных расходов в макроэкономическом смысле для выполнения социальных проблем, стоящих перед государством? Каковы источники данных для агрегированных показателей государственных расходов? Как лучше всего составлять прогнозы расходов на краткосрочную перспективу с учетом социальных проблем?

Экономистам, занимающимся налогово-бюджетной политикой и управлением государственными финансами необходимо хорошо разбираться в том, как планируется, составляется и исполняется расходная часть бюджета.

Черезвычайно остро стоит проблема ответственности участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование , нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд, другие нарушения бюджетных процедур.

Глава 2 Роль бюджета в социально-экономическом развитии региона

2.1 Содержание региональной социальной политики

Социальная политика – это важнейшая составная часть систем местного самоуправления. Местная социальная политика – это взаимосогласованная совокупность социальных, экономических, экологических целей и установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется самим местным сообществом и органами самоуправления. При разработке и практической реализации местной социальной политики необходимо применять программно-целевой подход, который дает возможность достичь поставленных целей, конечных результатов с наименьшими затратами, преодолеть ведомственную разобщенность, объединить интересы.

Главная и конечная цель социальной политики – улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество, и увеличение его вклада в развитие всего общества.

Существует три основных уровня социальной политики; различающиеся по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации.

На верхнем федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы, и формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. Утверждается бюджет, содержащий в своей расходной части статьи централизованного финансирования направлений социального развития, определяются перечни категорий населения, за социальную защиту и обеспечение которых несет ответственность федеральный субъект управления.

На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием те или иные положения федеральных решений, вырабатываются механизмы их привязки, а региональным проблемам.

Местный уровень призван в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенные в рамках федеральной и региональной социальной политики, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических, ресурсных и прочих характеристик муниципального образования. Местная социальная политика должна представлять собой комплексное, многослойное образование, стержнем которого являются требования федерального уровня. На них накладываются региональные требования, и вся эта система на местном уровне дополняется решениями и мероприятиями, предъявляющими дополнительные требования к системе социального управления.

Что же такое «государственная социальная помощь?». Закон определяет ее как «предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской федерации социальных пособий, жизненно необходимых товаров» [21, С.55]. Многие администрации, следуя элементарному здравому смыслу, приняли собственные нормативно-правовые акты, полагаясь именно на упорядочивающие и систематизирующие нормы Закона «О государственной социальной помощи». Они логично объединили все виды пособий, льгот и субсидий в единое понятие государственной социальной помощи.

В социальной политике главный ориентир – улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество. Это, прежде всего уровень образованности и продолжительность жизни населения.

Список использованных источников

1) Конституция Российской Федерации. - М.: Известия, 1995.- 62с.

2) Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М.: ПРИОР, 1999. - 160с.

3) Налоговый Кодекс Российской Федерации. – СПб.: Герда, 1999.-125с.

4) Об образовании казначейской системы.Указ Президента №1556 от 8.12.1992 . – М.: Известия, 1992. – 5с.

5) О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Федеральный закон №122-ФЗ от 02.08.1995.«Консультант+»// http://www/consultant.ru.

6) Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон №124-ФЗ от 24.07.98г.«Консультант+»// http://www/consultant.ru.

7) О финансовых основах местного самоуправления. Федеральный закон №126-ФЗ от 25.09.97г. «Консультант +»// http://www/consultant.ru.

8) О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Черно-быльской АЭС.Федеральный закон №179-ФЗ от 24.11.1995г. «Консультант +»// http://www/consultant.ru.

9) Постановление Правительства РФ №160 от 16.03.1992. О порядке выплаты денежной компенсации реабилитированным гражданам. «Консультант +»// http://www/consultant.ru.

10) Постановление Правительства РФ от 30.03.2002. №186 О разработке прогноза социально-экономического развития РФ на 2005// Российская газета. – 2004. - 10 марта.

11) Постановление Правительства РФ №864 от 27.08.1993. О федеральном казначействе. «Консультант +»// http://www/consultant.ru.

12) Постановление Правительства РФ 1112 от 28.08.97г. О мерах по реализации Федерального Закона О федеральном бюджете на 2004 год. «Консультант +»// http://www/consultant.ru.

13) Постановление Минтруда РФ Об утверждении положения о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти №23 от 12.10.1992г. «Консультант +»// http://www/consultant.ru.

14) Приказ Министерства финансов РФ Об утверждении инструкции по ведению лицевых счетов №106-Н от 30.12.1999.

15) Приказ Министерства финансов РФ Об утверждении правил учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета №55-Н от 13.08.1999г.

16) Приказ Министерства финансов РФ Об утверждении правил кассового обслуживания исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов органами федерального казначейства №46-Н от 19.04.2004г.

17) Приказ Министерства финансов РФ О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы РФ №85-Н от 25.09.2004г.

18) Закон РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР № 1734 -1 от 10.10.91. «Консультант +»// http://www/consultant.ru.

19) Разъяснение Министерства труда и социального развития №1 от 09.10.1996. О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка// Российская газета. – 2002г. – 12 марта.

20) Приказ Министерства здравоохранения РФ №30 от 26.01.2000. Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарств. «Консультант +»// http://www/consultant.ru.

21) Временная инструкция Министерства финансов РФ № 3-Е1-6/50 от 9 октября 1996. О порядке ведения лицевых счетов.

22) Инструкция Министерства финансов РФ По бюджетному учету№70-Н от 26.08.2004г.

23) Инструкция Министерства финансов РФ О порядке открытия и ведения органами федерального казначейства лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета №69-Н от 20.06.2004г.

24) Постановление главы администрации Ульяновской области О повышении тарифных ставок ЕТС работникам бюджетной сферы от 17.01.2003//.Народная газета. – 2002. - №6.

25) Постановление главы Ульяновской области О прожиточном минимуме №6 от 17.01.2002// Народная газета. – 2003г. - 15 апреля.

26) Закон Ульяновской области Об областном бюджете Ульяновской области на 2003г.

27) Комплексная программа по социальной защите населения Ульяновской области на 2003 год (Забота), отв.за выпуск Морозова Г.В. – Ульяновские известия. – 2003г.- 20 мая.

28) Байгереев М. В лабиринтах адресной поддержки// Экономика и жизнь. – 2002г. - 8 сентября.

29) Гильманов И. Город отказался от претензий на 419 млн.?// Народная газета. – 2002г. - 18 декабря.

30) Дынкин А. Сделать ставку на производство// Экономика и жизнь. – 2004г. - 28 февраля.

31) Николаев А. На встрече с будущим// Народная газета. – 2002г. – 2 августа.

32) Сидорычев В. Итоги и перспективы// Народная газета. – 2003г. – 10 июня.

33) Цели, социальные ориентиры обновления: общество и человек/ Под общ.ред. Заславской Т.И..- М.: Политиздат,1990.-448с.

34) Экономическое и социальное развитие современного общества»; Материалы к курсу Человек и общество/ Под ред Боголюбова Л.Н.- М.: Просвещение, 2001.-96с.

Похожие работы на данную тему