Введение:
С принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации в 1999 году и принятием изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), вступивших в силу с 1 января 2001 года началось реформирование налоговой и бюджетной политики. Обновление российского законодательства в сложившихся условиях потребовало создание внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип или сокращение финансирования социальных расходов.
Основным источником формирования государственных внебюджетных фондов стал единый социальный налог, введенный с 1 января 2001 года.
Замена в 2001 году страховых взносов в государственные внебюджетные фонды единым социальным налогом сократила фискальную нагрузку на фонд оплаты труда с 39 % (включая 1%, уплачиваемый с заработка работника, и взносы в Фонд занятости) до 35,6 %. Однако и такая ставка налога, оказавшаяся существенно выше, чем ставка на прибыль организации, не привела к ожидаемому выводу заработной платы «из тени».
20 июля 2004 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 70 – ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон). Этот Закон вступил в силу с 1 января 2005 года
Согласно новому закону эффективная ставка этого налога в целом снижается на 9,5 процентных пунктов, что означает немалое облегчение налогового бремени в отраслях с низкой заработной платой, прежде всего в бюджетной сфере.
Влечет ли принятие данного закона за собой не только долгожданное и давно обещанное снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, но и существенные изменения в обязательном социальном страховании, прежде всего пенсионном. В этом заключается актуальность выбранной темы дипломной
работы.
Целью работы является изучение теоретических основ организации бухгалтерского учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения в бюджетных организациях, организацию бухгалтерского учета отчислений в единый социальный налог, контроль расчетов с органами социального страхования и обеспечения.
Исходя из определенной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и необходимость отчислений в единый социальный
налог;
Глава 3:
После окончания расчетного периода ГУ – ОПФР по Ульяновской области представляет в ГУ – УПФР по Ленинскому району г. Ульяновска «Индивидуальные сведения о страховом стаже начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица» о каждом работающем у него застрахованном лице. Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах застрахованных лиц представляются на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров, а также документов, подтверждающих специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Индивидуальные сведения за расчетный период 2004 года сопровождаются «Ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование». В Ведомости указывается задолженность по уплате страховых взносов на начало расчетного периода. В данном реквизите указывается расчетный период, за который образовалась задолженность по уплате страховых взносов на начало расчетного периода, а также суммы задолженности на страховую и накопительную части трудовой пенсии. В графе «Начислено страховых взносов за расчетный период» указывается признак тарифа («М» - при применении максимального тарифа, «Р» - при применении регрессивной шкалы начисления взносов в ПФР) и суммы начисленных страховых взносов за расчетный период на страховую и накопительную части трудовой пенсии. В реквизите «Уплачено страховых взносов в расчетн6ом периоде» указывается расчетный период, за который произведена уплата страховых взносов, а также суммы страховых взносов, уплаченных на страховую и накопительную части трудовой пенсии. По строке «Задолженность по уплате страховых взносов на конец расчетного периода» отражается расчетный период, за который образовалась задолженность по уплате страховых взносов на конец расчетного периода, а также сумм задолженности с разбивкой по годам и частям трудовой пенсии. Кроме того, при отсутствии номеров страховых свидетельств на некоторых работников, вместе с пачками с индивидуальными сведениями страхователем представляется Пояснительная записка. После выяснения страховых номеров на работников, указанных в Пояснительной записке, страхователь в дальнейшем должен представить дополнительную пачку с индивидуальными сведениями за расчетный период.
Заключение:
Правильная организации учета и налогообложения расчетов по ЕСН на предприятии должна обеспечивать достаточное финансирование мероприятий по государственному пенсионному и социальному обеспечению и медицинскому страхованию.
В работе представлены исследования практического материала в части организации бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению на примере Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: для начисления авансовых платежей по единому социальному налогу в учреждении используется неунифицированный документ Расчет налоговой базы и сумм, исчисленных авансовых платежей по единому социальному налогу, в которых главный специалист отдела казначейства производит исчисление авансовых платежей. Исчисленные авансовые платежи по каждому внебюджетному фонду раздельно отражаются в индивидуальных и сводной карточках налогового учета. Исчисленные платежи перечисляются платежными поручениями в каждый фонд отдельно.
Все эти операции отражаются на счете 190 «Расчеты по обязательному
социальному страхованию и социальной защите населения», у которого, как правило, кредитовое сальдо показывает задолженность учреждения перед внебюджетными фондами. Однако на начало каждого календарного года сальдо по данному счету не имеется. Для учета указанных платежей открыты субсчета отдельно по каждому фонду. По итогу за каждый квартал в отделе казначейства составляются Расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу, которые представляются в органы Фонда социального страхования и налоговым инспекциям.
Заполнение отчетных документов для Фонда социального страхования и налоговой инспекции осуществляется вручную, так как программа «1С:Бухгалтерия» имеет некоторые недостатки и автоматизированное заполнение указанных отчетов производится неверно.
Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более совершенных форм бухгалтерских регистров, разработки
технологического процесса ввода и обработки экономических данных, сокращения
документооборота, создания массивов постоянной информации.
В дипломной работе представлены результаты анализа отчислений в единый социальный налог, проведенного на базе ГУ – ОПФР по Ульяновской области.
Начиная с 2003 г. ГУ – ОПФР по Ульяновской области применяет регрессивную ставку налогообложения. Из проведенного анализа видно, что рост налогооблагаемой базы и суммы исчисленного налога в 2003-2004 гг. происходит неодинаково. Такое различие можно объяснить применением регрессивной ставки налогообложения. Кроме того, стало очевидным, что в анализируемом периоде темпы роста сумм начисленных страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии отличны от темпов роста начислений в другие внебюджетные фонды. Такое отличие связано с изменением в 2004 г. ставок для начисления страховой и накопительной частей трудовой пенсии для третьей группы застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе с 11% и 3% на страховую и накопительную части на 10% и 4% соответственно.